
Как Еврокомиссия пытается ограничивать работу Google на туристическом рынке
В 2025 году Европейская комиссия продолжит попытки ограничить влияние Google в сфере поиска туристических услуг. По мнению экспертов, так как интернет-гигант полностью контролирует поисковую выдачу, он «тянет одеяло» на себя, выставляя на первое место предложения, выгодные ему, а не всему рынку. Ряд мер уже принят, однако нужных результатов они пока не дали.
Как пишет немецкий портал FVW, в 2023 году Европейская комиссия включила шесть цифровых компаний – Google, Apple, Microsoft, Tiktok, Amazon, Meta (признана в России экстремистской), Booking – в официальный список «привратников» (gatekeeper) или «охранников» интернета, которые в силу своих масштабов имеют большую рыночную власть, могут влиять на доступ к интернету и соответственно на конкуренцию. Это особенно актуально для туризма, ведь многие потребители начинают поиск путешествий в интернете, а Google выступает ведущей поисковой системой в этом секторе с долей рынка более 80%.
Онлайн-агентства по продаже туруслуг (OTA) и метапоисковики недовольны специальными поисковыми объявлениями («вертикалями»), созданными для отдельных продуктов, таких как авиабилеты и отели, с большим количеством деталей: например, текущими ценами, отзывами и расположением на карте. Они неоднократно жаловались в ЕС на то, что Google выводит в поиске результаты собственных ресурсов на более выгодные места, чем независимых туристических компаний. Эксперты Европейской комиссии считают, что в соответствии с Директивой о цифровых рынках возможности этих интернет-гигантов пора ограничивать.
Для Google в сфере туризма это означает, что теперь их поисковой системе не разрешается интегрировать Google карты, «Авиабилеты» и «Отели» на страницы результатов поиска.
Предполагается, что нововведения позволят расширить выбор для пользователей интернета. Однако, судя по оценкам экспертов, итоги этих ограничений оказались далеко не столь однозначными. Так, согласно анализу, проведенному испанским поставщиком услуг Mirai в онлайн-маркетинге, это привело к снижению общего трафика предложений отелей примерно на 30%, а также к снижению количества прямых бронирований.
Выполняя директивы Европейской комиссии, Google затем изменил интерфейс: теперь он позволяет пользователям выбирать между результатами поиска товаров, ресторанов или отелей, которые ведут на сайты сравнения или напрямую на сайты поставщиков. Однако в итоге, как сообщил в своем блоге директор по правовым вопросам гиганта Оливер Бетелл, последнее тестирование рекламы гостиниц показало, что пользователям приходится выполнять больше поисковых запросов, чтобы найти нужный отель. При этом трафик на сайтах-посредниках, таких как Booking.com или Trivago, практически не изменился, зато сами отельеры зафиксировали дальнейшее 10-процентное снижение трафика в дополнение к 30%, зафиксированным ранее.
Получается, что Европейская комиссия, пытаясь ослабить Google, создает проблемы для потребителей, усложняя им поиск, потому что они больше не смогут напрямую переходить по ссылкам, например, в Google картах. Это, конечно, помеха и для Google, но косвенно компания может снова получить выгоду от того, что провайдеры с сокращающимся трафиком все чаще размещают платную рекламу, например, в Google Hotel Ads.
Чтобы проверить возможность работы в условиях дальнейших ограничений ЕС, Google с 26 ноября 2024 года на две недели убрал для пользователей из Германии, Бельгии и Эстонии в своем поиске некоторые функции, связанные с отелями. Это коснулось карт с расположением, цен, а также других результатов по отдельным гостиницам. Вместо этого появились только лаконичные синие ссылки, как это было больше десяти лет назад. Произошедшее стало шоком для рынка – очевидно, что никому возвращаться в прошлое не хочется.
Крупные онлайн тревел-агентства вновь пожаловались в Европейскую комиссию, доказывая, что это – просто уловка Google, которая скрывает агрессивное лоббирование системой своих интересов и создание конфликта на рынке. В конце концов, по их словам, никто не требует, чтобы Google вернул в результаты поиска только синие ссылки, как это было много лет назад. Нужен компромисс, главная цель которого – добиться, чтобы Google больше не отдавал предпочтение собственным сервисам. Это будет в интересах не только Google, но и поставщиков услуг, которые хотят вести более прямой бизнес и экономить на комиссиях для таких интернет-гигантов.
Руководство Google, в свою очередь, предостерегает от слишком радикальных мер, которые могут привести к «безвыходной ситуации» для пользователей и турбизнеса в Европе.
В отличие от онлайн тревел-агентств европейские отели опасаются нарастающего противостояния. Так, Ассоциация гостиниц Германии (IHA) полагает, что если и дальше «давить» на Google и запрещать такие ценные функции, как карты, сравнение цен и прямые ссылки на бронирование, которые помогают путешественникам сориентироваться и упрощают прямое бронирование, то присутствие отелей в общем поиске еще больше снизится, а зависимость от сторонних платформ только возрастет. Многие отельеры жалуются прежде всего на зависимость от Booking.com, на долю которого приходится 71% онлайн-бронирования отелей в Европе.
В 2025 году Еврокомиссии предстоит найти баланс между стремлением создать более качественную цифровую экосистему и регулированием рынка. Очевидно, как говорят эксперты, что турбизнес заинтересован в развитии Google, но компания не должна менять правила игры в свою пользу.
Светлана Ставцева