Как указывать цены на туры, чтобы не нарушать закон о рекламе
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение Российского союза туриндустрии с просьбой разъяснить порядок размещения ценовой информации на сайтах туроператоров. Запрос РСТ был связан с претензиями, предъявленными ФАС некоторым туроператорам, на сайтах которых цены на туры были опубликованы в валюте. Ведомство квалифицировало это как нарушение закона о рекламе, в результате один из туроператоров был оштрафован на 100 тыс. рублей.
В разъяснении ФАС говорится, что, согласно пункту 1 статьи 3 закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. По мнению специалистов ФАС, не является рекламой информация о товарах или услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца, если эти сведения касаются ассортимента, порядка его использования, технических и иных характеристик, а также цен на такой товар.
Таким образом, если приведенная на сайте туроператора информация представляет перечисление турпродуктов и цен на них и предназначена для турагентов, на нее положения закона «О рекламе» не распространяются.
Вместе с тем, в отдельных случаях, когда размещаемая информация направлена не столько на доведение до потребителей сведений о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации, (например, в виде всплывающего баннера), она может быть признана рекламой. И если цена на туристический продукт указывается в информации, которая признается рекламой, то стоимость туров должна быть указана в рублях.
Фас также обращает внимание на то, что, в соответствии с частью 2 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) обязательно должна содержать указание цены в рублях. Эта норма применяется в случае, если есть возможность приобретения турпродукта на основании информации, указанной на сайте туроператора, потребителями - физическими лицами.
В обращении РСТ отмечалось, что туроператоры размещают на своих сайтах информацию о составе и стоимости конкретных туров по результатам договоренностей с иностранными партнерами, расчеты с которыми осуществляются в иностранной валюте. Реализация туров осуществляется турагентами, при этом расчеты осуществляются в рублях по согласованному сторонами курсу в зависимости от экономической конъюнктуры. ФАС по этому поводу ответил следующее: поскольку норма об указании цены товара в рублях, содержащаяся в статье 10 закона «О защите прав потребителей», применяется к отношениям с потребителями, то на отношения между предпринимателями она не распространяется.
Прокомментировать ответ ФАС мы попросили руководителя Правовой комиссии РСТ Георгий Мохова. Вот что он сказал:
- К сожалению, в письме не конкретизировано, кто может признать или не признать рекламой информацию, размещенную на сайте. Проблема как раз в том, чтобы определить, есть ли признаки рекламы в тех или иных сведениях или нет.
Но, в любом случае, мы получили полезное разъяснение, которое турфирмы могут применять в случае проведения соответствующих проверок. Из письма ФАС следует, что информация, сообщающаяся только об имеющихся вариантах турпродуктов, ассортименте товаров и ценах на них, предназначенная для посетителей сайта, не признается рекламой и, соответственно, может содержать расценки в иностранной валюте. Если же информация о цене служит для выделения турпродукта или самой турфирмы из ряда аналогичных предложений, то она признается рекламой, и цены в таких случаях надо указывать в рублях.
Также в письме отмечено, что требование об указании цены товаров в рублях не распространяется на отношения между предпринимателями. Таким образом, если содержание сайта будет однозначно свидетельствовать о предназначении информации исключительно для предпринимательских отношений между туроператорами и турагентами, то цены могут быть указаны в любой валюте. Существующая практика административных проверок показывает, что доказательством «нерекламы» для проверяющих органов будет четкое определение круга пользователей. Например: «Информация о ценах предназначена для профессиональных турагентов, зарегистрированных в Общероссийском генеральном реестре туристических агентств, список которых размещен на сайте www.reestrta.ru».
Если расценки на сайте турфирмы доступны потребителям и могут быть признаны рекламой, рекомендуем исполнять требования закона «О рекламе» и указывать цены в рублях. При этом дополнительно можно указать стоимость тура в валюте или предусмотреть автоматический конвертер.
Штраф за нарушение закона о рекламе может составлять от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.