Калуга

Александр Породнов: «Свердловская область – это не только промышленность»

Директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов (фото) считает, что, формируя стратегию развития туризма в регионе, необходимо опираться на мнение профессионалов, работающих в отрасли. Поэтому в интервью для специального выпуска RATA-news он рассказал не только о том, чем Урал может удивить гостей, но и как власть планирует поддерживать турбизнес.

 

– Как в регионе развит операторский сегмент в сфере внутреннего туризма?

– Операторы есть, но нам бы хотелось, чтобы их было больше, потому что конкуренция способствует насыщению рынка и росту качества предоставляемых услуг. Но поскольку норма рентабельности в сфере внутреннего и въездного туризма ниже, чем в сфере выездного, то и компаний в этом секторе меньше. В региональном реестре таких операторов более 40, но активно работают только 15-20, из них сформировался костяк добросовестных компаний, за которых мы можем поручиться. Есть среди них фирмы, которые занимаются приемом иностранцев, есть те, кто специализируются на детском отдыхе и т.д.

 

– Какие туристические центры Свердловской области сегодня наиболее развиты?

– Поскольку мы сейчас говорим о зимнем отдыхе на Урале, расскажу, в первую очередь, о наших горнолыжных центрах. Их у нас достаточно и они разнообразны – как по сложности трасс, так и по ценовой категории. Есть комплексы рядом с Екатеринбургом – Уктус, гора Лиственная. Есть подальше, где горы повыше и поинтереснее – Ежовая, Белая. Отличные условия для горнолыжников в городе Качканар. Стожок, Пильная – тоже интересные места.

Понятно, что наши горы не такие высокие, а трассы – не такие сложные, как, например, на Кавказе. Но у Урала своя прелесть, а у местных центров зимнего отдыха – своя специфика. Например, на территории центров есть качественные сноу-парки (фото), вход туда бесплатный. Для молодежи это особенно привлекательно, поскольку не все могут позволить себе платить за подъемники. Практически все такие парки освещаются, рядом с ними есть современные рестораны, кафе и гостиницы.

Из других вариантов зимнего отдыха: катание на снегоходах, собачьих упряжках, посещение конных клубов. Отличная вещь – прогулка на санях по зимнему лесу. Такие услуги в Свердловской области предлагают несколько центров, это могут быть продукты разные по сложности, наполнению и стоимости.

Культурно-познавательные туры по региону доступны в любой сезон. В города Невьянск, Алапаевск, село Нижняя Синячиха можно поехать с семьей – отдохнуть, посмотреть достопримечательности, принять участие в различных интерактивах. Например, можно заняться лепкой глиняных горшков, изготовлением кукол по специальной технологии или принять участие в мастер-классе по росписи икон. Я пробовал – оторваться невозможно!

 

– Если абстрагироваться от сезонности, то чем Урал может быть интересен туристам в течение всего года? Расскажите об изюминках региона, которые за его пределами пока известны мало, но способны стать хитами?

– Ну моря у нас нет и вообще регион специфический, он считается промышленным. И все же нам есть, что показать, у нас есть неоспоримые конкурентные преимущества, которые мы планируем развивать и выходить на международный уровень.

Первое такое направление – минералогические туры. В поселке Малышевском, например, расположено крупнейшее в России и третье по размерам в мире месторождение изумрудов. Сейчас этот район развивается именно как туристический: люди могут приехать и поучаствовать в поиске минералов, посмотреть на процесс их добычи и обработки. А недалеко от Екатеринбурга находится город Березовский – родина российского золота. Там есть потрясающий музей, а еще туристы могут попытаться сами намыть там золото. Для этого им выдают специальное оборудование, рассказывают и показывают, что нужно делать. Понятно, что золото люди находят не всегда, но пириты – яркие, красивые, похожие на золото минералы, которые его сопровождают, намывают все и безумно рады. Я сам там «мыл» и нашел пирит диаметром с сантиметр – радовался, как ребенок.

Сегодня очень популярен, особенно среди иностранцев, индустриальный туризм. Наш регион – горнозаводской, здесь огромное количество старых заводов. Это демидовская тематика – можно посмотреть на сохранившиеся предприятия, где выплавлялись пушки еще для наполеоновской войны. Это те вещи, которые не найти ни в одном другом регионе, а у нас они остались в первозданном виде.

Кроме того, здесь есть уникальные современные металлургические предприятия, с которыми мы сейчас работаем на предмет организации экскурсий. И многие соглашаются. У нас находится крупнейшее в мире машиностроительное предприятие, которое входит в книгу рекордов Гиннеса – Уралвагонзавод. Там производят танки, и есть отличный музей бронетехники.

 

– Какие турпродукты наиболее востребованы сейчас?

– Культурно-познавательные туры в малые города. Невьянск, например – это столица старого промышленного Урала, все, что связано с родом Демидовых. Верхотурье (фото) – это религиозный центр Урала. Там, конечно, в основном, развивается паломнический туризм. Это очень красивый город с потрясающими церквами и храмовыми комплексами. Ну и, конечно же, сам Екатеринбург – торговый, деловой центр с насыщенной культурной, событийной, музыкальной и молодежной жизнью.

 

 

– Кто основной потребитель регионального турпродукта? На кого ориентировано его продвижение?

– У нас сегодня около 500 коллективных средств размещения – гостиниц, санаториев и т.д. Статистика говорит, что в прошлом году в них остановились 1,2 млн. человек, из них около 80 тыс. иностранцев. 75-78% гостей целью своей поездки указали бизнес. То есть сегодня Екатеринбург и Свердловская область – один из крупнейших в России центров бизнес-активности, и, как следствие, – делового туризма. У нас проходит много выставочных мероприятий, конгрессов и т.д. Для этого создана вся необходимая инфраструктура, включая крупнейший региональный аэропорт «Кольцово», гостиницы всех категорий, в том числе входящие в международные сети.

Мы понимаем, что находимся в разных «весовых категориях» с Москвой и Санкт-Петербургом, которые привлекательны для иностранных туристов; с Краснодарским краем, на долю которого приходится большая часть внутрироссийского турпотока. Но у нас достаточно сильный и активный внутрирегиональный рынок. По статистике выездного туризма мы можем понять, сколько средств люди готовы тратить на семейный отдых, поэтому в первую очередь наша аудитория – жители Уральского федерального округа. А это более 20 млн. человек.

Конечно, мы рады туристам из любого уголка страны. Со следующего года планируем активно работать на внутреннем рынке России в целом, а также на международном. Реализовав наши «фишки», мы создадим продукт, который заинтересует каждого.

 

– Расскажите о взаимодействии власти и бизнеса: прислушиваетесь ли вы к мнению профессионалов, формируя стратегию развития туризма в регионе, его продвижения?

– У нас действует Совет по развитию туризма в Свердловской области, где мы обсуждаем все ключевые вопросы: от перечня выставок, в которых планируем участвовать, до разработки конкретных маршрутов. В совет входят представители общественных объединений, туристических компаний из разных секторов – операторского, гостиничного и т.д. Это, конечно, консультационный орган, но он имеет реальное влияние – важные решения без одобрения бизнес-сообщества мы не принимаем. Кроме того, совет непосредственно вовлечен в формирование туристической привлекательности региона.

 

– Удалось ли придумать какие-то новшества в этой работе?

– На мой взгляд, да. К примеру, со следующего года мы вводим добровольную паспортизацию и сертификацию туристических маршрутов на территории региона. Это как раз идея бизнес-сообщества. В ответ на этот запрос мы отработали всю имеющуюся нормативно-правовую базу на уровне федерации и региона и предложили такой продукт. Все заявленные маршруты будут приводиться в порядок в соответствии с действующими ГОСТами, согласовываться по всем инстанциям – мы хотим, чтобы они стали максимально безопасными и удобными для туристов.

Идея минералогических туров появилась также у бизнеса, и сейчас мы работаем над концепцией ее продвижения. Было несколько инициаторов, схожие идеи, поэтому мы объединились и проводим сейчас консультации с теми, кто представляет такой продукт – планируем объединить их в кластер.

Но самое главное – в областной программе по развитию туризма предусмотрены субсидии юридическим лицам на благоустройство маршрутов. Для всех регионов, где развивается туризм, это большая проблема. Нет обустроенных мест общего пользования, скамеек, беседок… Мы надеемся, что наше предложение поможет решить часть проблем, и мы повысим качество обслуживания туристов на наших маршрутах. Все эти вопросы мы также обсуждаем и решаем на встречах с туроператорами.

 

Анна Вальцева, специально для RATA-news

Версия для печати