Калуга

Татьяна Козловская «Автобусные туры – уже не дешевка»

На прошлой неделе Европу сотрясали погодные катаклизмы. О том, как наводнения в Польше и Венгрии повлияли на работу туроператоров-автобусников, о спросе на их продукт в этом сезоне мы попросили рассказать генерального директора компании «Интерс» Татьяну Козловскую (фото).

- Татьяна, как отреагировали туристы на репортажи о наводнениях?

- В день нам звонят по 10-15 человек с вопросами, безопасно ли ехать в Европу. Но, как всегда, СМИ раздувают ситуацию. Польша действительно находится на пути всех туров, но затопленные территории располагаются не в центральных городах, основные трассы открыты, как и все объекты показа, и в Кракове, и в Варшаве. Кроме того, даже если в каком-то городе затоплены улицы, всегда можно проехать по другим. Местные полицейские регулируют ситуацию, отправляя автобусы по безопасным маршрутам. По телевидению объявили, что в Варшаве подтопило станцию метро, туристы испугались, но автобусные маршруты с метро никак не связаны. Пока отказов не было, хотя можно опасаться сокращения продаж на следующие даты. Очень жаль, если это произойдет, так как в этом году мы наблюдаем заметный рост спроса.

- Вы вернулись на докризисный уровень?

- Нет, рост по сравнению с прошлым годом составляет 30%, а в 2008 году мы потеряли порядка 50% объемов. Какую-то роль, я думаю, играет отложенный спрос – люди откладывали на поездку, но в связи с кризисом испугались и решили сохранить деньги. Сейчас они возвращаются. Кроме того, в прошлом году в автобусные туры попали новые клиенты, которые решили сэкономить, выбрав поездку подешевле. Но, увидев, что наши туры – это качественный продукт с хорошими отелями, автобусами, гидами, они в этом году пришли к нам снова.

- Помимо погоды, автобусные туроператоры постоянно упоминаются в связи с визовыми проблемами. На прошлой неделе отличилось консульство Польши (оно внезапно объявило, что будет делать визы не одну, а две недели – ред.). Какова ситуация сейчас?

- Пока проблема не решилась. Сотрудники визовой службы пишут на чеках нужный нам срок выдачи документов, но ничего не гарантируют. По слухам, все это связано с увеличением числа туристов в сезон. Хотя остальные консульства вроде бы справляются. То, что для автобусных операторов визовые проблемы особенно болезненны, неудивительно, ведь у нас большие объемы. Минимальная численность группы – 40 человек, в высокие даты еще больше. Бывают дни, когда мы заносим по четыреста паспортов в одно консульство. Поэтому и сотрудники визовых служб обычно упоминают нас в негативном контексте, мы добавляем им работы. Когда-то считалось, что клиенты автобусных туров чаще становятся нелегальными мигрантами. Сейчас это не актуально – автобусные туры стоят не дешевле авиационных.

- Традиционно автобусные туры воспринимаются потребителем как экономичные. Вы говорите о том, что это качественный продукт. Может ли качественный продукт быть экономичным?

- Я хочу подчеркнуть, что те автобусные туры, которые были в начале 90-х, и те, что предлагаются с середины 2000-х годов, – это, как говорится, две большие разницы. Что видят туристы на маршруте, помимо объектов показа? Отели и автобусы. Так вот, в Париже, например, операторы по массовым авиатурам селят туристов в отели 2* у Монмартра. Номера там настолько малы, что открытая дверь в туалет упирается прямо в кровать. Мы тоже когда-то пользовались этими гостиницами, а сейчас предлагаем только сетевые отели 2-3-4* Campanile, Kyriad, Mercure, Novotel. Пусть они расположены не рядом с Опера Гарнье, но там нормальные комнаты, полноценные завтраки и безопасные районы. Обеспечивая отели большими группами круглый год (один заезд – это 40-50 человек), мы имеем большие скидки, которых не всегда могут добиться операторы по авиатурам. В программах с отдыхом на море, в том числе, в Италии, мы размещаем туристов в отелях уровня 3-4* с кондиционерами. В принципе отбор отелей сегодня совершенно другой.

В целом мы не делаем упор на дешевые туры. Ночные переезды остались лишь в нескольких программах, причем на маршруте их не может быть больше одного-двух. Ушли из ассортимента туры с выездом на автобусе из Москвы – это слишком тяжело для туристов. Мы почти отказались от Скандинавии, потому что на этом направлении настолько снизили цены питерские операторы, что нам нет смысла работать с этим продуктом. Что касается автобусов, то здесь тоже все изменилось. Раньше все операторы для удешевления продукта работали с машинами белорусских транспортных компаний. Благодаря низкой пошлине белорусы накупили в Германии подержанных автобусов, которые постоянно ломались в дороге. После того, как на одном из маршрутов мы заменили пять машин, решили купить свои автобусы, причем новые. Начиная с 2005 по 2007 год компания «Интерс» купила пять «Мерседесов» в кредит, купили бы и больше, если бы не кризис. Пару недель назад расплатились с последним кредитом за эти машины. Помимо своих, пользуемся автобусами польских транспортников, которые забирают туристов в Бресте с вокзала. Могу вам сказать, что разница в качестве автобусов для туристов очень заметна.

Что касается стоимости туров, из-за высокой конкуренции мы не можем поднимать цены в соответствии с повышением класса отелей или качества автобусов.

- Однако потребители автобусных туров, как правило, люди небогатые и вряд ли очень требовательные. Так ли уж им необходимы высококачественные отели и автобусы?

- Моим первым партнером была принимающая немецкая компания Alpha Travel. Ее директор всегда давал нам отели хорошего качества, но недешевые, а в ответ на мои сомнения говорил, что иначе проблем с туристами будет больше, чем выгоды. Он меня и научил. Сейчас мы стараемся предлагать отели одного уровня на маршруте, чтобы туристы не делали невыгодных сравнений. В Польше у границы мы раньше селили людей в отель среднего класса, так как других там просто не было. И как-то один из туристов сказал сопровождающему: «к концу маршрута у «Интерса» кончились деньги». Хорошо, что сейчас в этом месте появились сетевые отели Qubus 4*, большие и удобные. Один из таких отелей способен принять сразу по 5-6 наших групп одновременно.

- Сколько туристов вы обслуживаете за год, насколько автобусный бизнес вообще рентабелен?

- До кризиса было более 20 тысяч в год, сейчас – порядка 15 тысяч человек. Но мы помимо Европы занимаемся и турами по России. Одновременно в сезон у нас на маршруте находятся 30 автобусов, а в год отправляем более 400 групп. Рентабельность, естественно, зависит от их наполнения. В кризис бывало, что и по 17 человек приходилось отправлять. Если в автобусе меньше 25-30 человек – тур нерентабелен. Вообще высокой нашу рентабельность никак не назовешь – нередко прибылью с одной программы приходится закрывать убытки другой.

- Как меняется спрос на те или иные маршруты, что сегодня популярно у туристов?

- География с каждым годом расширяется, что связано и с расширением Шенгенской зоны, и с изменениями спроса. Когда в Шенген вступила Швейцария, автобусные операторы включили ее в свои программы. В частности, мы создали маршрут Швейцария плюс Лазурный берег, который сразу завоевал популярность. Несмотря на то, что отели и в Швейцарии, и на Лазурном берегу недешевы (17 дней – от 780 евро+виза и ж/д). Кстати, во всех турах с отдыхом на Лазурном берегу мы предлагаем большой апарт-отель Pierre&Vacances Cannes Beach, расположенный в 50 м от каннского пляжа. В отеле – двухкомнатные номера с кухней, кондиционерами, рядом – супермаркет и рыбный рынок. Туристам такое размещение очень нравится.

Еще один новый маршрут нашего ассортимента – Париж – Бордо плюс Атлантическое побережье Франции включает Париж, Бордо, Биариц, Мон Сен-Мишель, Ла-Рошель и другие города. Этот тур можно купить как с перелетом до Парижа, так и с автобусом и поездом (13 дней – от 570 евро+виза+ж/д). Самый популярный у нас на сегодняшний день летний маршрут – «Большое путешествие по Европе» (17 дней без ночных переездов – от 750 у.е.), это неделя отдыха на Лазурном берегу и Коста Брава плюс Берлин, Амстердам, Париж, Флоренция, Венеция, Мюнхен, Монако. То есть это тур, которые включает самые популярные города Европы и отдых на самых известных побережьях континента.

- Получается, что люди хотят в одной поездке увидеть как можно больше. Они не боятся, что потом все смешается в голове?

- Увидеть столько стран и городов за сравнительно короткий срок и доступную цену - это уникальная возможность, которую дают автобусные туры. И, вернувшись домой, туристы снова идут к нам и снова выбирают маршрут с самой насыщенной экскурсионной программой. Более того, попытки облегчить маршрут делают их непопулярными. У нас есть программа «Итальянские каникулы», включающая основные города Италии и отдых на море в Римини (7 ночей). Два года назад мы убрали из него Рим, чтобы облегчить маршрут на 1000 км. В результате он перестал продаваться, и мы Рим вернули. Продажи сразу активизировались. Чаще всего выбирают более длительные, 16-17-дневные поездки, туристы из отдаленных регионов. Тур Хорватия – Венгрия - Австрия с отдыхом на Адриатике также популярен и выполняется еженедельно. В этом году мы предложили второй отель для отдыха в Хорватии, теперь наши туристы могут разместиться на выбор в Порече или Сельце. Это тоже уход от обычной для автобусных туров практики предлагать один отель без альтернатив.

Маршрут Чехия – Германия - Польша мы делали для группы ветеранов, которые ехали в тур, приуроченный к 65-летию победы. Маршрут включал города, связанные со Второй мировой войной, такие как Прага, Нюрнберг, Дрезден, Берлин, Потсдам, мемориал в Бухенвальде. Нашим сопровождающим маршрут очень понравился. После поездки ветеранов мы его выставили в продажу, подчеркнув привязку к юбилею Победы. Тур оказался очень популярным, причем основной достопримечательностью, которая заметно повысила спрос на программу, стал именно Бухенвальд.

Для корпоративных групп мы делаем индивидуальные маршруты. Когда в Европе не летали самолеты из-за исландского вулкана, отправили автобусом в Париж на Дни российской культуры группу сотрудников Министерства культуры. Недавно забавный эпизод произошел с работниками московского метрополитена, которые заказали тур с железнодорожным переездом до Варшавы. На белорусско-польской границе поездам меняют колесные пары и происходит это ночью, когда пассажиры спят. Наши специалисты из метрополитена среди ночи покинули свой вагон и попытались научить польских железнодорожников, как менять колеса, причем на русском языке.

- Как появляются новые маршруты?

- По-разному. В принципе, в разработке маршрутов участвуют все отделы компании. Туроператорский отдел и отдел по продажам играют главные роли. Иногда маркетологами работают даже наши сопровождающие, которые лучше знают мнение туристов, дают нам самую верную информацию. Порой сами туристы приходят со своим маршрутом и своей группой. Например, для одной из таких групп мы разрабатывали индивидуальную программу на основе нашего тура, к которому добавили два города. В итоге мы отправили группу, а потом сделали маршрут постоянным.

- В отличие от других сегментов рынка, на автобусном новые игроки практически не появляются. Операторов-автобусников немного, и это давно созданные компании. Можно ли ожидать на вашем рынке каких-то подвижек: появления новичков, громких покупок, слияний?

- Пока это не обсуждается, хотя в будущем - возможно. Учитывая трудоемкость и низкую прибыль автобусного сегмента в сравнении с тем же пляжным отдыхом, я не думаю, что появится много желающих среди иностранных туроператоров захватить российский рынок. Хотя некоторые из моих коллег этого опасаются. По-моему, оснований для таких страхов нет. Суммарный объем автобусного рынка вряд ли превышает 100 тыс. человек в год. 50% рынка держит «ТурТрансВояж», еще 50% - у остальных компаний, в том числе, около 20% у нас. Вообще автобусные туры – тяжелый для оператора продукт с очень сложной логистикой. Нужно знать все европейские законы по перевозке туристов, правильно рассчитать время прибытия в города. В одном туре бронируется до 15 отелей в разных странах. Услугами местных операторов мы практически не пользуемся, сами подбираем экскурсоводов. Видимо, из-за всех этих сложностей, не слишком высокой рентабельности и не стоит очередь желающих выходить на автобусный рынок. (Юлия Батырь, RATA-news)

Для справки. Татьяна Козловская в начале 90-х годов была совладелицей фирмы, предлагавшей переводы технической документации для Голицынского автобусного завода. Автобусный завод задолжал деньги за переводы и предложил вместо них купить или взять в аренду современные автобусы Mercedes-Benz O 303, которые немецкая компания предоставила заводу для рекламы. Переводчики согласились на аренду, решив попробовать организовывать автобусные туры. Так в 1993 году появилась компания «Интернациональные связи», название которой вскоре было сокращено до «Интерс».

Версия для печати