Константин Михеев: «Новый виток развития "Алтайского Холмогорья" – гастрономический туризм»
«Алтайское Холмогорье» – одна из точек притяжения туристов в Алтайском крае. Многие региональные операторы включают этот комплекс в программы экскурсионных туров. За время существования проект по-разному назывался из-за изменений формы собственности и состава учредителей, но суть оставалась одной – хороший пример симбиоза производственного предприятия и туристической аттракции. В рамках проекта «Просто Россия» руководитель «Алтайского Холмогорья» Константин Михеев рассказал RATA-news, как этой площадке удается совмещать такие разные функции.
– Константин, если в двух словах – что собой представляет ваш туристический комплекс?
– Прежде всего, это крупнейший в Сибири и на Дальнем Востоке дендрарий, в нем собрано более тысячи видов растений. Посмотреть на них в сезон приезжает около 50 тыс. человек. На территории «Алтайского Холмогорья» есть озера, кемпинг – комфортный палаточный городок с кроватями, постельным бельем.
В кафе «Укроп и гренка» мы проводим эксперименты с растениями, делаем экстракты. Есть «Чайная обитель» – место для мастер-классов, дегустаций. На смотровой площадке достраивается купольный конференц-зал. Для детей есть мини-ферма с животными.
– Вы работаете с самого основания?
– Да. В 2001 году эту площадку начал осваивать предприниматель, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Боев с командой сподвижников. Была тесная интеграция с томской компанией «Биолит», которой поставляли сырье и субстанции. В 2006 добавился туризм под названием «Цветущая долина». С 2014 комплекс носит имя «Алтайское Холмогорье» и значительно расширился по сравнению с тем крохотным садиком, которым была «Цветущая долина». Производственная часть, где занимаются выращиванием и переработкой растительного сырья, называется «Вистерра» – это 800 с лишним гектаров с посадками ягод, трав, фруктовых деревьев, несколько производственных зданий, сушильный и тепличные комплексы, овощехранилище и холодильники.
Вообще изначально про туризм никто не думал. Производство – и тогда и сейчас – работает круглые сутки круглый год. Выращивая растения, мы понемногу облагораживали территорию. Здесь бьет больше 30 ключей, мы прорыли дренажные каналы к подземному озеру, а из него постепенно построили два водоема для купания.
Каждый год сажали новые деревья, площадь дендрария расширялась. Хотя тогда и назвать-то его этим словом еще было нельзя – но к нам начали приезжать люди.
Со временем мы поняли, что туристическое направление – логичный путь нашего развития, игнорировать его нельзя. В 2006 году впервые открыли сезон не только производственный, но и туристический – купание в озерах, дегустации, пробные экскурсии по дендрарию. Позже стали работать с экскурсионными компаниями, которые собирают группы в Белокурихе, Ае. Поехали группы из Барнаула, Бийска, появились самостоятельные туристы.
– В последнее время вы занялись организацией событийных проектов?
– Да, в разных вариантах, и со временем поняли, что тяготеем к спокойному, семейному отдыху. Сейчас решили сосредоточиться на детских фестивалях, а если музыкальных, то этнической направленности. Но самое главное – гастрономические мероприятия.
Эту идею мы вынашивали долго. Когда в конце 1990-х только начали заниматься производством, первую партию ягодных экстрактов просто вылили, потому что никто не захотел их покупать ни за какие деньги. Тогда наш рынок завалили растворимые соки Yupi и Zuko, и хорошо, что у нас хватило сил выстоять. Сейчас ягоды и травы, экстракты из них – основа нашего производства. Гастрономия – то, что прочно с ними связано. Эту тему мы видим новым витком развития.
Три наших летних мероприятия 2019 года вошли в событийный календарь Алтайского края. Одно из них – гастрономический фестиваль «Ах! Фест», который мы проводим уже не первый год. Это мероприятие на открытом воздухе – приготовление интересных блюд на глазах у гостей, разнообразные дегустации, мастер-классы. Главная фишка в том, что на каждом фестивале мы стараемся раскрыть возможности региональной кухни, используем наши алтайские продукты, ягоды, травы.
Каждый раз придумываем какую-то центральную тему. В прошлом году, например, фестиваль был посвящен лопуху. В программе была полевая кухня с супом из корня лопуха, мы назвали его «диско-супом». Суп смели мгновенно – настолько это было необычно и вкусно. На ура улетали блины с лопухом. Еще делали колбасы на гриле с добавлением разных трав и многое другое.
В этом году будет фестиваль, посвященный цветам и травам. Большое внимание уделим чаге, это березовый древесный гриб – один из продуктов, который мы любим и используем, в том числе, в нашем кафе «Укроп и гренка». У нас можно попробовать десерт из чаги, который не делают больше нигде.
– А на что похож вкус чаги?
– Немного на кофе, немного на чай. Десерты из нее получаются великолепные. На гастрономическом мероприятии в рамках «Алтайской зимовки» в декабре 2018 года мы представляли чага-мусс. Это очень вкусно – легкий древесный аромат и сладость. В сочетании с шоколадом – настоящий гастрономический шедевр.
– Как вы планируете в этой теме развиваться дальше?
– Наша главная цель сейчас – развивать гастрономическую карту Алтайского края, а для этого взаимодействовать с ресторанами, поварами. Сотрудничаем с движением слоу-фуд, которое возникло в противовес фаст-фуду. Суть его философии в том, что пища готовится качественно и потребляется не торопясь. Повара, которые разделяют идеи этого движения, приезжают на наши фестивали работать, участвуют в создании блюд с алтайскими продуктами, ягодами, травами и т.д. Например, Василий Емельяненко и Андрей Колодяжный из Москвы, Сергей Чернов из Барнаула, ребята из горно-алтайского ресторана «Типография».
В этом году мы планируем удивлять народ новинками нашего производства. Начнем выпускать конфеты с лопухом, соусы из трав. На проекте «Гастрономическая карта России» в рамках выставки METRO Expo 2019 мы представляли свою продукцию из обской нельмы, лопуха и аронии – черноплодной рябины.
– Дендрарий все также интересен туристам?
– Многие приезжают к нам не один раз, людям нравится спокойная и расслабленная атмосфера. Дендрарий всегда востребован. С 2006 года его площадь выросла в восемь-десять раз. Снег сходит – и у нас уже красиво: появляются первоцветы и цветение не прекращается до поздней осени.
В дендрарии постоянно работают 12 человек – агрономы, ботаники, биологи. Костяк «Вистерры», в которой трудятся более 80 специалистов, до сих пор не теряет связь с компанией. Но за эти годы появились сотрудники из местных жителей, которых мы обучили сами. Руководители предприятия – доктора и кандидаты физических, химических и фармацевтических наук.
Стандартная экскурсия, которую посещают почти все наши гости, длится 30-40 минут. Мы рассказываем о наших диковинках, показываем варианты ландшафтного дизайна, пьем воду из колодца с ключевой водой. После экскурсии туристы дегустируют чаи, соки, кисели в нашей «Чайной обители».
Наше предприятие производит больше 100 видов экстрактов из растений, пантов марала, лечебных грязей и около 70 видов готовой продукции из этих экстрактов. У нас работает «Лавка здоровья», где представлено около тысячи видов продукции наших партнеров, которым мы поставляем наши ингредиенты, а их более 200. Много субстанций поставляется на экспорт в Корею, Китай, Вьетнам, Японию, Монголию и другие страны.
– Как далеко вы расположены относительно других популярных туристических мест на Алтае?
– Мы находимся в двух километрах от села Алтайское, в 50 км от города-курорта Белокурихи, на таком же расстоянии от поселка Ая на левом берегу реки Катунь – это такая «алтайская Ибица», где большое скопление турбаз и различных развлечений. До Бийска – 80 км, до ближайшего аэропорта в Горно-Алтайске – 70 км, от основного в Барнауле – 250 км.
– Откуда к вам чаще всего приезжают туристы?
– Это экскурсии из Белокурихи, Барнаула, Бийска, а также туристические группы от местных туроператоров. В последнее время объем организованного потока остается примерно на одном уровне, а вот самостоятельный год от года растет.
У нас были гости из большинства российских регионов, но в основном это, конечно, наши соседи по Западной Сибири. Хотя поток туристов из Москвы и крупных городов центральной части России – Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода – постепенно растет. Иностранцев тоже не раз принимали – китайцев, англичан, немцев и т.д.
– А зимой вы работаете?
– Пока нет, комплекс открыт с середины мая до конца сентября. В 2018 году последние гости у нас были в 20 числах октября. Многие говорят, что и зимой у нас тоже очень красиво, и мы продумываем формат работы на это время года. Гастрономическую тему, например, совершенно точно можно задействовать круглый год. Вообще мы живем в Сибири, в условиях рискованного земледелия, где зимой бывают морозы до минус 40. А у нас они видят ухоженный, возделанный оазис – и приходят в восторг.
Анна Вальцева, RATA-news