Калуга

У «Ависты» в кризис вырос спрос на авиабилеты

Оборот компании «Ависта» – одного из крупных российских сетевых продавцов авиабилетов – вырос за 2009 год на 15%. Президент компании Андрей Чирков (фото) рассказал RATA-news о ситуации на рынке продаж авиабилетов.

- Андрей, прошлый год стал трудным для подавляющего большинства компаний, работающих на туристическом рынке и смежных с ним. У вас объем вырос. За счет чего?

- Видимо, причин несколько. Мы открыли новые офисы в Сочи и Казани. Выбрали удачное место для нового офиса в Москве. И, что самое главное, заключили 15 новых агентских договоров с региональными компаниями. Более половины из них, кстати, турагентства. В кризис они решили диверсифицировать бизнес за счет продажи авиабилетов. Всего у нас сегодня около 50 субагентов, через которых мы продаем до 70% билетов. Прямые собственные продажи – 30%.

- Как на вас повлиял кризис авиаперевозок в Европе, вызванный извержением вулкана? Много ли было возвратов, велико ли падение продаж?

- В те дни, когда небо над Евросоюзом было закрыто для авиаперевозчиков, возврат авиабилетов составлял 50% от объема ежедневной продажи. По оценке продаж за месяц, количество возвращенных авиабилетов в сравнении со среднемесячными значениями увеличилось на 10%. В целом по результатам месяца могу сказать, что падение было незначительным, так как достаточно большой сегмент наших продаж составляют перевозки по России и странам СНГ.

- Каково у вас соотношение продаж авиабилетов различных авиакомпаний?

- 40% – «Аэрофлот», 30% – Транспортно-клиринговая палата (ТКП), то есть внутрироссийские перевозки, и 20% приходится на все иностранные авиакомпании. Оставшиеся 10% – это билеты S7. В последние три года заметно растут продажи билетов на рейсы зарубежных перевозчиков.

- По оценкам многих экспертов продажи авиабилетов через интернет растут бурными темпами, и постепенно он может вытеснить традиционных продавцов. Получается, что для вас эта тенденция не актуальна.

- Когда говорят о росте продаж через интернет, речь все же идет, в первую очередь, о Москве. Я считаю, что в целом по России в сети покупают билеты не более 3% потребителей. Если речь идет о простом билете «Аэрофлота» Москва - Сочи, его можно купить, например, на сайте самого «Аэрофлота». Но если говорить о стыковочных международных рейсах, люди пока боятся их покупать самостоятельно, предпочитают получить консультацию по телефону или приобрести билет в агентстве. На своем сайте мы уже полтора года назад установили систему бронирования билетов для прямых клиентов. Заходов много, люди смотрят расписание, цены, а бронируют единицы.

- А собственные продажи авиакомпаний на своих сайтах и в точках продаж сокращают вашу клиентуру?

- Еще в 1994 году представитель «Люфтганзы» сказал мне, что у авиакомпании в Германии нет ни одного собственного офиса продаж. Я тогда страшно удивился – почему? Мне объяснили, что это дорого и невыгодно. Я думаю, в «Аэрофлоте» это тоже понимают, иначе бы авиакомпания не стала менять политику в отношении своих агентов, увеличивая им комиссию. Сейчас у него самые выгодные условия сотрудничества в России. Думаю, через агентства авиакомпания продает до 80% билетов. Поэтому я сомневаюсь, что «Аэрофлот» будет серьезно развивать продажу в своих офисах, а вот через интернет – да.

Кстати, помимо увеличения комиссии «Аэрофлот» еще и сделал важный шаг к сближению с ТКП. Я имею в виду тот факт, что впервые в истории взаимоотношений между этими системообразующими структурами на «билетном» рынке, авиакомпания и палата договорились о беспрецедентных условиях продажи авиабилетов через агентскую сеть ТКП. С 1 апреля по 30 октября 2010 года ТКП предоставляет своим агентам такие же условия продажи перевозок «Аэрофлота», какие имеют прямые агенты авиакомпании.

Добавлю, что и сама ТКП за последние два года очень серьезно расширила спектр своих услуг. Внедрила электронное бронирование железнодорожных билетов (проект СПЖД). Заключила договор с глобальной системой дистрибуции Galileo для продажи электронных билетов ТКП. Запустила проект по бронированию гостиниц в России, вводит бронирование такси в некоторых городах и аренду машин. Сегодня региональному агентству достаточно быть аккредитованным в ТКП и предлагать комплекс услуг для организации поездок по России и СНГ для своих клиентов. Впервые в России внедряется система, аналогичная международным глобальным распределительным системам – GDS.

- А каково распределение ролей у международных GDS?

- Лидером остается Amadeus, это не менее 70% рынка, хотя и Galileo заметно увеличил свою долю в этом году. Развитие Galileo наталкивается на так называемый «человеческий фактор»: кассиры, привыкшие к Amadeus, очень неохотно переучиваются. Добавлю, что мы используем в работе обе GDS. (Юлия Батырь, RATA-news)

Компания «Ависта» была создана в конце 1999 года. Сегодня имеет три офиса в Москве, два – в Сочи и один – в Казани. Входит в двадцатку крупнейших в России продавцов авиабилетов. 80% оборота приходится на продажи авиабилетов, 20% – на агентские продажи туристических пакетов. Субагенты компании – более 50 российских турфирм в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Красноярске, Томске, Брянске, Ижевске, Владимире, Иваново, Коврове и других городах.

Версия для печати