Дмитрий Кириллов: «Наша «Альтримо» – очень удобная точка для экскурсионных программ по Куршской косе и Калининградской области»
Куршская коса, вошедшая в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – удивительное место. Наполовину литовская, наполовину российская, длиной она 98 км, шириной – от 400 до почти 4000 метров. Аналогов уникальному балтийскому комплексу песчаных кос и изумительно красивому ландшафту нет нигде в мире. Литовскую часть туристы давно освоили, а вот российская востребована меньше, да и гостиниц там немного. О туристических перспективах этого удивительного края в рамках нашего проекта «Просто Россия» рассуждает управляющий отелем «Альтримо» Дмитрий Кириллов.
- Куршская коса, пожалуй, главная достопримечательность Калининградской области. Это ведь, в основном, сезонный объект?
- Направление, конечно, сезонное, хотя туристы есть круглый год. Но пиковый период – июль-август. Летом – отдых на море, зимой – экскурсионный туризм и туры выходного дня. Необычайно красивое место – песчаные дюны из числа самых высоких в Европе, море, красивейшие пляжи, удостоенные «Голубого флага» – все это вместе с мягким климатом создает уникальные условия для отдыха.
- А правда ли, что за последний год турпоток в область резко возрос?
- Правда. Если гостиница предпринимает верные маркетинговые шаги, то большинство средств размещения на побережье Балтийского моря в сезон заполнены практически на 100%. Изменилась ситуация и в межсезонье. Раньше у нас «Альтримо» загрузка была 40-45%, даже на праздники, вроде новогодних, не намного больше. А в этом году на Новый год и на майские получилось 85%. Во многом помогла грамотная тарифная политика и динамическое ценообразование, с которым мы начали экспериментировать лишь недавно. Например, мы едва ли не единственные в регионе, кто предлагает туроператорам от пяти до восьми тарифов на каждый день, подстраиваясь под сезон и под запросы.
- Расскажите о гостиничном рынке Калининградской области и Куршской косы. Booking.com показывает «104 отеля в регионе», причем на самой Куршской косе – меньше 20, да и те – простенькие гостевые дома.
- Регион востребован, так что номерной фонд довольно большой. Но все равно в сезон спрос превышает предложение. Сейчас идет активное строительство, в том числе потому, что у нас будут проходить матчи чемпионата мира по футболу 2018. Только за последние годы в Калининграде появилось три сетевых отеля под брендами Radisson, Ibis и Geliopark. Однако на Куршской косе гостиниц мало, и это действительно, в основном, небольшие гостевые дома, практически без инфраструктуры.
- Поэтому «Альтримо» в поисковиках и онлайн-системах бронирования по отзывам «выпрыгивает» как приоритетный вариант размещения?
- Да, в этом смысле мы выделяемся на общем фоне. Номеров у нас всего 37, но «Альтримо» – целый гостиничный комплекс, каких в окрестностях единицы. Собственная территория в 1 га, продуманная инфраструктура. Прокат велосипедов, водно-моторных средств, гидротехники, своя серфинговая станция, волейбольная площадка, релакс-зона с открытым бассейном и видом на залив. У нас есть не только отличный ресторан, но и винный бар, несколько банкетных залов. В высокий сезон организуем экскурсии. А еще мы фактически первыми в регионе начали внедрять элементы столь любимого россиянами формата отдыха «как в Турции».
- Вы имеете в виду «все включено»?
- Попробовали и это, но пока отказались: для окупаемости такого формата номерной фонд должен быть минимум вдвое больше. А пошло бы хорошо, в Калининградской области отели в основном предлагают проживание на базе завтрака. Но мы запустили полупансион – завтрак и ужин по системе «шведский стол». Причем в дни, когда гостей мало, перестраиваемся: вечером вместо шведской линии предлагаем наборные сеты блюд.
Еще у нас в этом сезоне стартовала анимация. Проходит обкатку: экспериментируем, что пошло, а что не очень. Тестируем квесты, семейные мероприятия. Сейчас развлекаем в основном детей, но к следующему сезону расширим программу. Много внимания уделяем спортивным мероприятиям: устраиваем мастер-классы по виндсерфингу, семейные соревнования по сапсерфингу.
В межсезонье проводим парусные регаты, фестивали водных видов спорта. В общем, стараемся, чтобы гости могли проводить большую часть своего времени, почти не покидая территорию отеля. Особенно это востребовано среди семей с детьми.
- Вы сказали, что у вас очень хороший ресторан. Он прибыльный?
- Не поверите, да. Если в большинстве гостиниц на номерной фонд приходится не менее 75% выручки, а на ресторан – максимум 25%, то у нас это фактически 50 на 50. Ресторан «Альтримо» весьма популярен, даже знаменит. Мы активно привлекаем гостей «со стороны», к нам приезжают поужинать со всего побережья и даже из Калининграда. Бренд-шеф – Александр Гаврилычев, фактически один из создателей московского культового ресторана «Экспедиция». А на сезон-2016 пригласили Дмитрия Хадорадзе, он работал в отелях Marriott и The Ritz-Carlton в Москве, предыдущее место работы – гостиница Rixos в Астане.
- А проблему гостиничных кадров как вы решаете?
- Да, это реальная проблема. Тем более что требования туристов к средствам размещения все время повышаются. Раньше у нас больше проводили отпуск любители именно Прибалтики и знакомые с ее особенностями, а сейчас приезжает огромное число тех, кто никогда раньше здесь не был. Они ждут либо европейского формата, либо обслуживания уровня вроде курортов той же Турции. Приходится спешно расти до требуемой планки. И в этой ситуации во всей Калининградской области явно не хватает профессионально обученных кадров. Многие ведут бизнес, распределяя должности не с учетом знаний и навыков кандидатов, а руководствуясь принципами семейственности, то есть, нанимают на работу родственников.
Поэтому мы решили организовать на базе отеля школу гостеприимства. Пока проект в стадии обсуждения, ищем партнеров, частично уже нашли, например, Минскую школу гостеприимства. Обучать планируем, прежде всего, на практике непосредственно в «Альтримо» – официантов, администраторов, горничных, то есть, в первую очередь, тех, кто контактирует с путешественниками.
- Останавливаются ли у вас зарубежные туристы?
- В высокий сезон порядка 50% приезжает из Москвы, еще около 25% – из Петербурга, а оставшиеся 25% распределяются между жителями Калининграда и другими российскими регионами. Иностранцев пока немного, в среднем по году 2-3%, но их количество растет. Голландцы начали появляться, часто заглядывают немцы – каждый день один-два номера заняты ими. В любом случае, мы переводим сейчас все информационные материалы и меню на иностранные языки, о чем раньше и не думали, необходимости не было. Но сейчас для иностранцев российские цены очень привлекательны. Особенно если вспомнить, что за последние два года отельеры области подняли расценки всего на 20-25%, а рубль рухнул по отношению к евро более чем вдвое. У нас самая низкая цена двухместного номера на базе завтраков – 1400 рублей в сутки.
- Работаете ли вы с туроператорами?
- Пока мало, поскольку турфирмы просят квоту конкретно на высокий сезон, а мы наш номерной фонд легко загружаем прямыми бронированиями. И это общая ситуация по Куршской косе. Гораздо интереснее и для нас, и для операторов придумать программы на низкий сезон. Но пока турбизнес ограничивается Калининградом, организуя однодневные экскурсии на Куршскую косу. В принципе, чтобы пробежаться по основным достопримечательностям, этого достаточно. Стандартный маршрут: музей национального парка, обед в одном из ресторанов (в том числе и в нашем), танцующий лес, дюна Эфа.
Но здесь есть еще очень много интересного: Королевский бор, высота Мюллера, крупнейшая в Европе орнитологическая станция, потрясающей красоты озера.
В межсезонье однозначно были бы востребованы трех-четырехдневные поездки по Калининградской области. Либо гастрономические туры: есть в области места с пивной культурой, ресторан, где готовят дичь, у нас – свежая рыба и огромная коллекция вина. Мы очень удобная точка для таких программ. Надеемся, турбизнес заинтересуется, а мы, в свою очередь, готовы предоставить хорошие условия в низкий сезон и квоты на высокий. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным. По сути, мы со своими 37 номерами – крупнейший объект размещения на Куршской косе.
- Много ли возвратных клиентов у «Альтримо»?
- В высокий сезон порядка 25% – постоянные гости. Чему мы очень рады, поскольку понимаем, что нам еще есть над чем работать. Например, из-за частой смены собственников давно не проводилась реконструкция номеров. Но в этом году у гостиницы появились новые владельцы, искренне заинтересованные в ее успехе. Так что реновация запланирована на ближайшее межсезонье. Пока же, с момента последней смены собственника, занимались в основном инфраструктурой. Обстоятельно поработали с территорией – теперь она красивая и зеленая, полностью отремонтировали бассейн, обеспечиваем качественный wi-fi на территории комплекса, полностью обновили парк велосипедов.
Еще одна новинка сезона – трансфер до моря четырежды в день: раньше наши постояльцы либо шли пешком два километра, либо ехали на велосипеде.
Важная цель на ближайший год – организация собственного пляжа «Альтримо» на Балтийском море. Берег хорош, но надо обеспечить гостей зонтиками, лежаками, полотенцами, питьевой водой. Причем планируем включить это в стоимость проживания – опять же, в лучших традициях популярных курортов. Сегодня большинство туристов стремится к предсказуемости затрат на отдыхе, предпочитая заплатить за путевку и больше, по-возможности, ни на что не тратиться. Мы хотим обеспечить это своим клиентам.
- Есть ли у вас и других отельеров Куршской косы мечты, которые трудно воплотить без помощи властей?
- Конечно. Огромным прорывом стало бы появление велодорожки, это серьезно повысит туристическую привлекательность Куршской косы. Насколько мне известно, и правительство области, и руководство национального парка прилагает большие усилия, чтобы проект реализовать, но пока это действительно только мечта.
Еще на Куршской косе непросто с коммуникациями. Низкое качество водопроводной воды, в разгар сезона ее просто не хватает, по электроэнергией есть серьезные ограничения. Водоснабжение и электроэнергию мы в отеле дублируем: используем резервные емкости, бойлеры и дизель-генераторы, чтобы постояльцы не сталкивались с неудобствами.
Есть замечания и по качеству сотовой связи. Не все федеральные операторы обеспечивают устойчивый прием в поселках. А за их пределами во многих местах связи нет вообще. Есть за что пожурить наш родной Яндекс. Половины улиц нашего поселка просто нет у них на картах. Так что проложить к нам маршрут при помощи отечественных картографических сервисов трудно. На Google наша улица есть, а на Yandex – нет.
Ну и инфраструктура. Если раскручивать Куршскую косу, надо обязательно здесь строить объекты для организации турпотока. Отдыхающих с каждым годом всё больше, отсутствие так называемых мест привлечения входит в противоречие с принципами работы национального парка как особо охраняемой территории.
На литовской части Куршской косы об этом успешно позаботились, на их опыт можно и нужно равняться: к ним ежегодно приезжает больше миллиона туристов – примерно столько же, сколько во всю Калининградскую область. Причем 90% путешественников постоянно находятся на территории трех-четырех населенных пунктов вроде Ниды, Первалки и Йодкранте, в окрестных кафе, ресторанах, магазинах. Иными словами – не вытаптывают заповедные зоны. Упрощают контроль за их передвижением и грамотно организованные парковки с велодорожками.
А на российской стороне туристам особо деться некуда, перемещаются они хаотично. Не говоря уже о том, что это еще и небезопасно. Например, многие велосипедисты пересекают литовско-российскую границу и попадают с велодорожки на обычную автостраду Калининградской области! А ведь можно сосредоточить большинство отдыхающих в поселках Лесное, Рыбачий, Морское – если позаботиться, чем их здесь занять и развлечь.
Геополитическая обстановка сегодня как никогда способствует отдыху именно в Калининградской области. Но года через два-три мы это преимущество потеряем, если не сумеем позаботиться, чтобы туристы Куршскую косу запомнили и полюбили.
Кристина Голубева, специально для RATA-news