Окрепший рубль не оживил продажи зарубежных туров
Министр финансов заявил вчера, что период ослабления рубля завершился, сейчас начался тренд к укреплению курса национальной валюты. Действительно, если 16 декабря в ходе сессии на Московской бирже евро достигал 100 рублей, доллар – 80, то 25 декабря доллар на торгах стоил «всего» 52,65 рубля, евро – 64,47. После рекордного ослабления, когда продажи в турфирмах просто встали, рубль отвоевал почти треть своей стоимости, и появилась надежда, что меры правительства отчасти восстановили уверенность россиян. По словам министра финансов, рубль нашел равновесие. Правда, далеко не все специалисты согласны с таким оптимистичным выводом. По их прогнозам, стабилизация российской валюты может продлиться недолго, так как перспективы доллара США остаются позитивными, а цены на нефть – уязвимыми.
Похоже, не готовы пока верить в укрепление рубля и клиенты турфирм. В любом случае, о «шевелении» спроса на фоне последних событий нам сообщили лишь в некоторых компаниях. Оживление интереса к поездкам в Латинскую Америку на этой неделе директор по туризму компании «Карибский клуб» Лада Попело связывает именно со снижением курса доллара. «На прошлой неделе была полная тишина, сейчас работы достаточно. Есть бронирования и на Новый год, и на январь. Мы специально интересовались у агентств и клиентов, что стало стимулом для бронирования, и поняли, что главное – все-таки рубль. Видимо, 54 рубля за доллар люди воспринимают более-менее спокойно. У нас сейчас активно спрашивают Мексику, Аргентину, Бразилию», – рассказала она RATA-news. Тем не менее, нынешний рост – пока лишь слабое отражение обычного для этого времени показателя. О возврате к докризисным цифрам можно только мечтать, заметила г-жа Попело.
Директор сети агентств ST Club Олег Виноградов также сообщил о возобновлении спроса к долларовым направлениям – Таиланду, Доминикане: «Мы не видим катастрофического оттока туристов. Большая проблема в том, что они бронируют все в последний момент. Думаю, эта тенденция – надолго. О раннем бронировании пока надо просто забыть».
Директор по взаимодействию с туроператорами сети «Горячие туры» Ирина Рубина тоже отметила оживлении спроса на этой неделе. «Нам сообщают об этом многие агентства, но далеко не все. Ситуация в турфирмах разная, независимо – находятся они в столичных городах или региональных. Дело в клиентской базе», – пояснила она.
В управляющей компании «Сеть Роза ветров» за последние две недели не заметили сдвигов в активности туристов: снижение курса слишком мало, чтобы стать стимулом продаж. Генеральный директор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин также считает, что ослабление курса доллара на 10-15 рублей не может сыграть в сегодняшних условиях решающей роли. «Возможно, это стимулирует продажи Египта, других дешевых направлений, но точно не тех экзотических стран, с которыми работает наша компания. Падение спроса очень существенное, и признаков восстановления накануне новогодних праздников не видно». Эксперт уверен, что люди, пережившие валютную лихорадку последних трех месяцев, эмоционально уставшие, просто боятся тратить деньги, выжидают или, возможно, приберегают их на потом.
С ним согласен генеральный директор компании «Спейс Тревел» Артур Мурадян: «Мы не ожидаем реанимации рынка не только до весны, но скорее всего, до будущего лета. Пока у россиян не произойдет привыкание к новому курсу валюты, пока не проиндексируют зарплаты, трудно рассчитывать на интерес к зарубежным путешествиям. Людям нужно время, чтобы осознать все изменения». Нынешняя неделя, по его словам, вообще стала самой худшей за весь год. «Думаю, такая ситуация в большинстве компаний, неважно – долларовые у нее направления или европейские. Просто люди в эти новогодние праздники решили не отдыхать за рубежом, а остаться дома. Проблема не в финансах, а в психологии», – уверен г-н Мурадян.
В том, что дело не в деньгах, полагает и генеральный директор компании «Жарков-тур» Андрей Жарков. В компании хорошо продаются Грузия, Армения, много горнолыжных запросов на новогодние каникулы и январь. Возросший спрос на страны СНГ особенно заметен по динамике продаж Киргизии, которая в этом году прибавила больше 30%. «Главное, что СНГ – рублевая зона. Эти страны дешевле дальнего зарубежья, но они сопоставимы по стоимости с недорогой Прибалтикой. А вот страны Прибалтики в этом году просели очень сильно», – уточнил г-н Жарков.
Как сказала ранее RATA-news коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах, только подорожание отдыха во многих странах СНГ наряду с нехваткой дешевой перевозки помешали бывшим советским республикам стать реальной альтернативой Европе на российском рынке.
Светлана Ставцева, RATA-news