России необходима президентская программа по развитию речного круизного флота
На вопросы RATA-news отвечает директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев (фото).
- Пожалуйста, несколько слов о Вашей компании.
- Компания «Круиз» была создана в 1993 году. С первых дней работы нашим основным направлением стали круизы по Волге из Волгограда. На арендованных теплоходах мы предлагали маршруты Волгоград – Астрахань – Волгоград, Волгоград – Саратов – Самара – Волгоград и Волгоград – Нижний Новгород – Волгоград. А в 2001 году у нас появился собственный теплоход - трехпалубный «Александр Невский». Благодаря этому мы смогли и повысить качество обслуживания, и разнообразить маршруты.
Фирма динамично развивается. В 2002 году появился отдел по приему туристов в Волгограде и организации отдыха в России. Как агентство мы активно сотрудничаем с крупными туроператорами, расширяем географию туров и ассортимент услуг. Сегодня у нас собственный офис, офис продаж на Центральном речном вокзале Волгограда и, помимо «Невского», два прогулочных теплохода. Штат сотрудников – 69 человек, включая экипажи судов. Ежегодно мы обслуживаем около 4,5 тыс. туристов.
Гордимся наградами: «Лидеры туриндустрии Волгоградской области» в номинациях «Лучший туроператор въездного и внутреннего туризма», «Лучший турмаршрут», «За личный вклад в развитие въездного и внутреннего туризма». В 2007 году получили диплом Национальной премии им. Юрия Сенкевича «Лучший региональный туроператор внутреннего и въездного туризма».
- Что Вы можете сказать о ситуации со спросом на речные круизы со стороны российских и иностранных туристов?
- Наши основные клиенты – россияне, при разработке маршрутов и программ круизов мы ориентируемся на них. Иностранцев на нашем теплоходе - единицы, примерно 2-3% от общего числа путешествующих. Поэтому говорить о каком-либо реальном спросе со стороны зарубежных клиентов не могу. А вот интерес россиян к речным круизам возрастает, это подтверждают и наши ежегодные анализы спроса, это показал и прошедший сезон. Обычно пик сезона - июль-август, тогда загрузка теплохода достигает 100%. В навигацию 2008 года спрос на круизы по сравнению с прошлым годом увеличился процентов на 20-25. И даже в межсезонье (май, июнь, сентябрь) «Александр Невский» хорошо заполнялся, поэтому у нас есть уверенность в увеличении спроса и на будущий год.
- А сказалось ли на бизнесе подорожание топлива?
- Сказалось, к сожалению. Рост цен на топливо, мягко говоря, подпортил финансовые показатели навигации 2008 года. Наши надежды и прогнозы не оправдались. Особенно обидно, что в этом году было много ранних бронирований, хорошая глубина продаж - но топливо росло в цене еженедельно! Мы планировали на этот сезон 7-10-процентный рост стоимости топлива, а уже к концу июня его цена поднялась на 39%. В цене круизного турпакета топливо - основная затратная часть, его доля составляет 40-50%, но по уже проданным турам доплату с туристов мы не брали. В результате на каждом теплоходе теряли по 4,5 млн. рублей. Многое в наших планах по развитию пришлось менять по ходу навигации. Некоторые проекты заморозили, от некоторых пришлось вообще отказаться. Не хотелось бы с такими сюрпризами столкнуться в следующем сезоне.
- Что нового Вы предлагали в прошедшем летнем сезоне? Какой продукт Вашей компании наиболее популярен?
- Каждый год мы стараемся предлагать нашим клиентам что-то новое. Прошедшим летом это был 12-дневный круиз Волгоград – Пермь – Волгоград. При разработке маршрута пришлось изучать литературу, опыт других теплоходов. Круиз покупали, в первую очередь, наши постоянные клиенты. И мы остались довольны отзывами туристов и на сайте, и в книге предложений. Был еще пробный рейс до города Камышина в Волгоградской области. Но этот маршрут еще требует доработки.
- Как Вы оцениваете российский речной круизный флот? Что надо сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
- Все так называемые суда, которые сегодня перевозят по рекам России пассажиров, и есть речной круизный флот. Самым молодым кораблям по 30 лет. Флот стареет. Другого нет. И в ближайшем будущем, судя по всему, не предвидится. Никто ничего не строит. Нужна президентская программа по развитию речного круизного флота. Есть же программы по авиастроению, развитию автомобильных дорог и т.д. Так и здесь нужна помощь и контроль государства. А иначе скоро вообще не на чем будет возить туристов.
- С какими еще проблемами Вы сталкиваетесь в работе?
- Очень остро стоит кадровый вопрос. На речном флоте не хватает специалистов по обслуживанию пассажирских судов. В последнее время эта проблема коснулась и нас. Сейчас будем прорабатывать все варианты и вплотную заниматься подбором кадров. Нам нужны сотрудники и по работе с пассажирами, и в ресторан, и проводники, не говоря уже о специалистах по управлению теплоходом. Молодежь, которая заканчивает училище, призывается в армию, а потом далеко не все возвращаются на реку. Это большая тема и говорить о ней можно очень долго. Но проблему надо решать.
- Какие планы на следующую навигацию?
- Будем разрабатывать новые маршруты, повышать качество обслуживания, делать более разнообразными экскурсии. Планов много. Главное - чтобы наши желания совпадали с возможностями и… ценой на топливо.
А где Вы предпочитаете отдыхать?
- Там где можно отдохнуть! Ну а если серьезно, то отдых для меня - это неделька летом и дней десять зимой - где получится. Это может быть или катание на лыжах в лесу у друзей в Подмосковье, или пляж в Эмиратах, или турбаза в Астрахани, или отправляемся изучать историю и достопримечательности Европы. В прошлом году летом прекрасно провели время в Питере, посетили кучу выставок и музеев. Сказать, что не представляю себе отдыха, например, без лыж, не могу. Скорее, не представляю отдыха без семьи.