Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Михаил Сегал: «Чем хуже инфраструктура населенного пункта, тем выше там цены»

08:20, 28 июля 2010

В прошедшие выходные менеджеры круизных компаний «Самарские путешествия», «Волга-Флот-тур», «Волжские путешествия», «Спутник Гермес», «Водафлот», «Инфофлот», «Водолей» побывали в ознакомительном круизе в городах и на зеленых стоянках, где оператор «Самараинтур» организует прием и обслуживание речных судов. Директор по развитию «Самараинтур» Михаил Сегал (фото) рассказал RATA-news о достижениях компании в сегменте круизов на Средней Волге, а также о том, что мешает развиваться круизному туризму на главной российской реке.

- Михаил, расскажите немного об истории развития круизного туризма на Волге.

- До нашего прихода на этот рынок каждая круизная компания вынуждена была заключать договор с каждой пристанью, музеем и экскурсоводом. Работа по подбору продукта и контрагентов на берегу частично была отдана на откуп руководителям круиза, а те принимали решения, исходя из своих соображений и личных интересов. Качество автобусов, квалификация экскурсоводов, экскурсионная программа, ценовая политика на каждой стоянке – все было разношерстным. Прежде чем выйти с предложением к круизным компаниям, мы в течение трех лет анализировали возможности подхода судов к пристаням и зеленым стоянкам от Саратова до Казани, разработали внутренние стандарты и нормативную документацию по стоянкам, экскурсионному обслуживанию. В Самаре были возрождены профессиональные курсы экскурсоводов. После шести месяцев обучения слушатели получают дипломы государственного образца. В рамках творческой группы экскурсоводы готовят новые тексты и маршруты для каждой навигации. Этот проект, кстати, получил областную премию «Серебряная Чайка».

В 2002 году наша компания построила свой первый причал в селе Ширяево. Сегодня, по отзывам наших партнеров, это лучшая зеленая стоянка на Волге. Помимо стандартной инфраструктуры - пляжа, детской и спортивной площадок, летнего кафе - в Ширяево есть возможность посетить музеи Репина, Ширяевца, крестьянское подворье, Винный ключ, святой источник «Каменная чаша», доехать до горы Стрельная и увидеть с высоты птичьего полета большой участок национального парка «Самарская Лука». Можно посетить смотровую площадку на Поповой горе, осмотреть штольни, где добывался известняк для завода купца Ванюшина. Открыт прокат горных велосипедов, байдарок, работает пейнтбольный тир.

Следующим нашим шагом было приобретение зеленых стоянок в селе Винновка Самарской области, это территория «Самарской Луки», а также на территории Старой Майны Ульяновской области. Инфраструктура этих стоянок находится в стадии развития.

Хитом нынешнего сезона для круизных компаний стал Хвалынск – город на берегу Волги, между Саратовом и Самарой. Там три прекрасных музея - известного русского художника Петрова-Водкина, картинная галерея в бывшем особняке Радищева и краеведческий. Еще в этом году мы встречаем круизные теплоходы у пристани города Сенгилей, в 60 км от Ульяновска вниз по Волге. Сенгилей – это блинная столица России. Пристань удачно расположена в самом центре города. Наши туристы отдыхают на городском пляже, который находится в 7-8 минутах ходьбы от пристани, или просто гуляют по центру Сенгилея. Можно заказать автобусную экскурсию в Сенгилеевский заказник.

Заходить в порт Сызрани в этом году возможности нет, но мы предлагаем автобусную экскурсию по этому древнему русскому городу, туристы отправляются от пристани Хвалынска (80 км до Сызрани), Волжского Утеса (20 км) или Тольятти (80 км). И, конечно, мы обслуживаем туристов в Самаре, Тольятти и Ульяновске - там, где работают наши офисы.

- Почему вы решили расширить число портов захода? Способствует ли появление новых пунктов на маршруте повышению интереса туристов?

- Традиционными портами для захода теплоходов всегда были столицы субъектов федерации - Казань, Ульяновск, Самара и т.д. Но мне кажется, посещение только крупных городов не дает полного представления о природных и культурных достопримечательностях регионов. Самое интересное – это всегда именно малые города. К тому же, любители круизов часто выбирают один и тот же маршрут. Вообще это специфика речных круизов: судно в течение одной-двух недель проходит вверх и вниз по реке. Появление новых пунктов причаливания и экскурсий делает путешествие более интересным и конкурентоспособным.

- Какова динамика развития круизного туризма на Волге?

- В прошлом году ситуация была тяжелой, как и на всех других направлениях. Итоги этого года подводить еще рано, но сейчас динамика продаж, в том числе экскурсионного продукта, очень хорошая.

- На какую категорию потребителей рассчитаны ваши круизы?

- Мы предлагаем самые разные продукты, рассчитываем на клиентов с различным уровнем достатка. Кто-то выбирает люкс, а кто-то четырехместную каюту с удобствами на палубе. Поэтому каждый турист на теплоходе могут подобрать для себя что-то оптимальное по соотношению цена-качество: от экономичных пешеходных экскурсий и квест-туров, совмещающих игру и экскурсию, до эксклюзивных VIP-программ. У нас есть речные круизы стоимостью от 5 тысяч до 100 тысяч рублей.

- Что тормозит развитие круизного туризма на Волге и в России в целом? Какую помощь могло бы оказать государство?

- Каждый город на Волге – это, как минимум, порт пяти морей. Однако нам остро не хватает современных комфортабельных круизных судов, слабо развита береговая инфраструктура, хронически недостает качественных автобусов не только в малых городах, но и в областных столицах, отсутствует система аттестации и подготовки экскурсоводов. Вообще экскурсоводы – это отдельная, очень большая головная боль. Необходимо, на мой взгляд, ввести единый стандарт оценки качества обслуживания вплоть до присвоения условных звезд (как в отелях) для каждого населенного пункта, где причаливают теплоходы. В соответствии с этим должна быть выстроена и ценовая политика. Парадокс заключается в том, что чем хуже развита инфраструктура населенного пункта, тем выше там цены. Что касается новых теплоходов, я считаю, нужна государственная программа по их строительству и параллельная закупка по лизингу – нечто подобное было сделано в авиации.

- Насколько предложение на круизном рынке соответствует спросу? Есть ли место для новых лайнеров и маршрутов?

- Я считаю, что спрос будет расти вместе с улучшением качества теплоходов и развитием наземного обслуживания.

- Как оценили ваши усилия участники ознакомительного тура?

- Мы вместе посетили Самару, Новую Беденьгу, Ульяновск, Сенгилей, Сызрань, Хвалынск и село Ширяево. Судя по результатам обсуждения, ни одно из наших предложений не осталось без внимания. Думаю, многое из того, что видели наши гости, будет предложено хотя бы в тестовом режиме уже в эту навигацию. А в следующую мы надеемся включить города Хвалынск, Сенгилей и Сызрань в регулярное расписание движения круизных судов.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно