Михаил Василенко: «В московских аэропортах самые низкие тарифы в России и гораздо ниже, чем в европейских»
27 марта в Лондоне состоялось торжественное вручение сертификата о присвоении 5 звезд Skytrax аэропорту «Шереметьево». Это престижная международная награда для аэропортов и авиакомпаний в сфере оценки качества обслуживания пассажиров. Награда присвоена по итогам комплексного аудита терминала В.
Английское агентство Skytrax создано в 1989 году и занимается оценкой услуг авиакомпаний и аэропортов. Его рейтинг считается самым авторитетным в мире. Наивысшую оценку – «5 звезд» – получает очень небольшое количество избранных аэропортов, сообщается на сайте Skytrax. До недавнего времени только семь крупных хабов имели 5-звездочный рейтинг: аэропорты Сингапура, Токио, Дохи, Сеула, Гонконга, Мюнхена и Гуанчжоу. Также высший рейтинг присвоен четырем региональным аэропортам, в том числе аэропорту Ростова-на-Дону «Платов».
Генеральный директор «Шереметьево» Михаил Василенко накануне вылета в столицу Великобритании на вручение награды пообщался с «Ведомостями». Представляем его интервью в сокращенном виде.
– Какие терминалы и сколько звезд получили?
– Терминалу В присвоен наивысший рейтинг – «5 звезд». Южные терминалы – D, E и F – получили, как и планировалось, «4 звезды».
Основная задача сотрудничества со Skytrax – повышение качества обслуживания пассажиров в аэропорту. Но нужно понимать: техника и сервисы в аэропортах и у авиакомпаний развиваются настолько быстро, что нельзя сию же минуту модернизировать старую инфраструктуру. Поэтому во всем мире у аэропортов различный рейтинг в различных терминалах. Например, в аэропорту Мюнхена только один из двух терминалов имеет рейтинг «5 звезд» Skytrax – тот, из которого летает Lufthansa.
Южные терминалы в «Шереметьево» обеспечивают сервис высокого класса, насколько позволяет их инфраструктура. Мы понимали, что они могут претендовать на уровень «4 звезды». В них в соответствии с рекомендациями Skytrax многое сделано для улучшения сервиса: в частности, были реконструированы старые и открыты новые бизнес-залы, созданы дополнительные детские площадки, полностью заменена пассажирская навигация – теперь она на русском, английском и китайском языках.
А когда мы в 2016 году начинали строить терминал В, первый в северном терминальном комплексе, то сразу поставили себе задачу, чтобы он соответствовал самым высоким мировым стандартам, поэтому мы пригласили Skytrax.
– Когда планируете запустить терминал С1?
– Достроим его в октябре. Затем начнется его тестирование, срок запуска будет зависеть от готовности по итогам тестирования. Скорее всего, ноябрь-декабрь или начало 2020 года. С1 будет обязательно стремиться к «5 звездам», как и следующий за ним терминал С2: мы продолжаем сотрудничество со специалистами Skytrax, они постоянно приезжают, оценивают нашу работу. Проектирование С2 начнем этим летом и построим до конца 2021 года. В, С1 и С2 будут выстроены в ряд и соединены между собой, фактически это будет один терминал.
– Верно ли, что, когда «Шереметьево» было в 100%-ной собственности государства и к тому же обременено большим долгом, оно не могло позволить себе такого консультанта как Skytrax?
– Для «Шереметьево» очень важно было, что в 2017 г. изменилась структура собственности, контролирующим акционером стала частная компания («Шереметьево холдинг» Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. – «Ведомости»). Это дало возможность оперативнее и эффективнее решать многие вопросы.
– «Аэрофлот» хотел повысить свой рейтинг с «4 звезд» до «5 звезд» и с этой целью подвиг вас на работу со Skytrax. «Шереметьево» вложило 500 млн рублей в этот проект, а «Аэрофлот» на повышение не пошел. Не обидно?
– Предложение «Аэрофлота» было совершенно обоснованным. Должно быть соответствие рейтингов аэропорта и авиакомпании. Они предлагали «Шереметьево» создать условия высокого комфорта на земле, и мы согласились. Эти 500 млн рублей были вложены в доработку и дооснащение южных терминалов по рекомендациям Skytrax – всего агентство оценивает сервис по 450 параметрам. А новые терминалы – В и С1 – изначально строятся по самым высоким требованиям. Дополнительных инвестиций в получение терминалом В «5 звезд», а не «4 звезд» не требовалось.
Политика авиакомпании – это ее дело. Надо понимать, что повышение уровня может отразиться на стоимости билетов. Это же не просто звездочки на фюзеляже нарисовать.
– Сколько пассажиров в этом году примет «Шереметьево»?
– У нас есть модель развития на несколько лет. В этом году, по консервативному прогнозу, пассажиропоток составит около 52 млн человек, что будет означать рост относительно 2018 г. на 13,5%. В январе-феврале 2019 года наш пассажиропоток уже вырос на 18,6%.
– Несмотря на запуск в мае прошлого года терминала В «Шереметьево» из-за быстрого роста трафика все равно выглядит перегруженным в пиковые часы. Это отмечают, кстати, и пассажиры на сайте Skytrax даже в положительных отзывах об аэропорте. Когда станет посвободнее?
– Чтобы нашим пассажирам стало комфортнее, надо строиться. Этим мы и занимаемся.
С запуском терминала В пропускная способность аэропорта «Шереметьево» выросла с 35 млн до 55 млн человек, а обслужили мы в прошлом году 45,8 млн пассажиров. В октябре с запуском С1 пропускная способность достигнет 75 млн человек. С запуском С2 – 100 млн.
Российские пассажиры пристрастно оценивают наши аэропорты. Этому много примеров. Помню, прилетел я во Франкфурт, открыто только две кабины паспортного контроля, мы стоим в очереди почти два часа, а следующие рейсы все прибывают и прибывают. И никто там не возмущается. В России уже давно бы вся пресса об этом говорила.
– Оценки и впрямь часто субъективны. Но когда в бизнес-зале нет мест, это объективно. Такое случается и после запуска терминала В.
– При этом такого количества бизнес-залов и количества мест в них, как у нас, нет нигде. В «Шереметьево» 12 бизнес-залов, в которых более 2100 мест. Также у нас пять вип-залов. По количеству и качеству бизнес-залов «Шереметьево» существенно превосходит европейские аэропорты.
– В феврале Минтранс подписал приказ, разрешающий пассажирам использовать только электронный посадочный талон. Отрасль за это билась очень много лет. Когда в «Шереметьево» появится эта услуга?
– 4 апреля мы запускаем ее во всех наших терминалах.
– Не планируете сделать отдельные коридоры для прохождения авиационной безопасности и паспортного контроля для бизнес-класса?
– Позиция погранслужбы ФСБ такова, что отдельных коридоров быть не должно. Что человек не может платить деньги, чтобы быстрее пройти паспортный контроль. Деньги платят за что? За дополнительный сервис, за питание, за бизнес-зал, за отдельную регистрацию, за полет в более комфортном кресле.
– Но в России такой fast track есть в «Домодедово».
– Это вопрос не ко мне. Функция прохождения паспортного контроля – это пограничная служба. По этой же причине, кстати, мы из вип-залов вынуждены были убрать погранконтроль.
– А услугу по самостоятельной сдаче багажа (self drop) когда запустите?
– Она уже работает во всех терминалах. Но самостоятельные действия на стойках, например, регистрация или self drop, до сих пор пугают людей. Мы еще в 2005 году запускали стойки самостоятельной регистрации. Ставили там специалистов, чтобы те учили и привлекали людей. Так пассажиры эти стойки с испугом обегали. В терминале В целый ряд стоек для самостоятельной регистрации – и они всегда пустуют.
– Осенью авиакомпания «Россия» перейдет к вам из «Внуково» полностью? Планы не поменялись?
– Все идет по плану. Для «Аэрофлота» это очень важно, так как все рейсы «Россия» выполняет с «Аэрофлотом» по кодшерингу, у них единый билет, единая система бронирования, единый трансфер. Мы все делаем, чтобы обеспечить правильное развитие авиакомпаний. Для «России» в южном терминальном комплексе в этом году будет достроен ангар.
– За последние год-два сильно участились переходы авиакомпаний из одного московского аэропорта в другой. В том числе к вам несколько перевозчиков так пришли. Снижаются ли аэропортовые сборы, чтобы переманить авиакомпании?
– У авиакомпаний уникальная возможность выбирать из трех аэропортов. И авиакомпании, как и пассажир, не всегда выбирают цену. Пассажиры сравнивают удобство подъезда, сервис в аэропорту. Раньше 25–30% пассажиров при прочих равных выбирали аэропорт. Сейчас около 50% пассажиров выбирают перевозчика, исходя из аэропорта, об этом свидетельствуют данные исследований, которые проводят наши иностранные консультанты.
Сейчас много спекуляций, что в аэропортах высокие сборы. Но в себестоимости билета авиакомпаний от 3 до 12% максимум приходится на сборы. Это важно, но не настолько, чтобы только из-за этого принимать такие существенные решения, как смена аэропорта.
– Но при низкой и даже отрицательной маржинальности авиаперевозок даже эти проценты могут делать погоду для авиакомпаний.
– А почему маржинальность низкая?
– Избыточная конкуренция. Плюс высокие цены на керосин.
– Правильно. А у «Шереметьево» три независимых конкурирующих топливно-заправочных комплекса – «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти». А в других аэропортах? По одному. И в московских аэропортах самые низкие тарифы в России и гораздо ниже, чем в аэропортах Европы.
– Когда запустится «Аэроэкспресс» в северное ядро? Даже сейчас, до запуска терминала С1, подземные тоннели между югом и севером сильно загружены пассажирами.
– Мы очень продуктивно работаем с РЖД. Строительство соединительного пути между северным и южным комплексами началось в ноябре-декабре прошлого года. Стройка идет интенсивно, уже устанавливаются несущие опоры для пути. По плану путь должен быть закончен до конца 2019 г.