Интурмаркет 2020 02.10

Анатолий Гаркушин: «В следующем сезоне цены в отелях Греции вырастут, но при такой конкуренции туристам бояться нечего»

Сезон-2010 в Греции начался неспокойно. Финансовый кризис, забастовки в Афинах, рост налогов – некоторые эксперты предполагали, что все это неизбежно приведет к падению числа туристов. Однако Анатолий Гаркушин (фото), директор старейшего туроператора по Греции компании «Пантеон», утверждает, что, вопреки всем прогнозам, поток вырос. И хотя сезон прошел очень неровно, все спады и подъемы вполне соответствовали динамике продаж в прошлые годы.

- Анатолий, судя по последним комментариям ваших коллег, в августе на направлении был серьезный дефицит предложения. Можно ли было отправить больше туристов, поставив дополнительные рейсы?

- Дефицит был только на возвратных рейсах. Эта ситуация обычна для конца августа. Я бы сказал, что дефицит перевозки действительно был на Халкидиках. Но цена билетов на дополнительные рейсы оказалась бы неконкурентоспособной: чем короче цепочка, тем дороже билет.

- Нехватка перевозки возникла из-за жары и дыма? Как повлияла погода на результаты сезона?

- Август хорошо продавался и до жары – когда случился дым, мест уже не было. В целом в этом году были хорошие продажи в мае и июне, сильный спад в июле, хороший август и средний (пока) сентябрь. С небольшими изменениями пики и спады спроса каждый год примерно одинаковые. Может быть, в прошлом году они были резче выражены. У нас по итогам лета поток вырастет на 40%, думаю, что у многих операторов также будет рост.

- Вы говорите, что провал в июле стал традиционным для Греции. Не пытались анализировать, почему?

- Конечно анализировали. Июльский спад начал проявляться с 2005 года, до тех пор продажи все время росли с мая по август, а в сентябре начиналось снижение. Одно время мы думали, что это происходит из-за сезонного повышения цен в отелях. Попытались его нивелировать – не помогло. К тому же в августе цены еще выше. Может быть, проблема в том, что с начала июля появляется много перевозки, в том числе региональной, на массовых направлениях. Еще одна из версий - в июле сдаются бухгалтерские балансы, но она тоже выглядит достаточно фантастичной.

- Как отразились на продажах кризис и забастовки в Греции?

- Забастовки и информация о финансовой несостоятельности Греции повлияли на имидж страны. На всех семинарах агентства спрашивали, что там происходит, не подорожали ли туры. Я считаю, что греческие власти могли бы проводить более активную разъяснительную политику, успокаивая потенциальных туристов.

- Какие события на греческом направлении удивили или порадовали вас в этом году?

- 0чень порадовала программа «Солвекса» на остров Закинф. Раскрутка нового направления – это всегда хорошо, и для первого года, я считаю, программа прошла удачно. На следующий год, по слухам, туда начнет летать еще один оператор.

Удивила политика «Аэрофлота», который изначально предложил туроператорам невыгодные условия по блокам на Афины, на которые «умные» компании не согласились. Авиакомпания заставляла брать вместе с дневными блоки на вечерние рейсы, которые грузятся плохо. А потом «Аэрофлот» скорректировал перевозку, снял вечерние рейсы и вместо них предложил блоки на дневные, так что «умные» оказались в проигрыше, а «глупые» выиграли. В целом политика «Аэрофлота» не всегда мне понятна. Мы пытаемся выстроить отношения с авиакомпанией, но там все время новые люди, нам трудно подстраиваться под меняющиеся требования. Скажем, в прошлом году мы хорошо отлетали с «Аэрофлотом» на Корфу и ожидали получить рейсы и в этом сезоне. Но не получили и в результате летали на «Норд Стар».

- Как вы относитесь к «показательным выступлениям» «Аэрофлота» по поводу назначенного перевозчика в начале сезона?

- Шума было много, но в итоге ведь никого с рынка не выпихнули, кроме «Ямала». Причем заказчики «Ямала», которые создавали конкуренцию регулярным рейсам «Аэрофлота», получили у национального перевозчика лучшие условия, чем те, кто с самого начала делал на него ставку. Нам «Аэрофлот» предложил брать все возможные дни недели, в том числе понедельник, вторник, среду и пятницу, хотя просили мы четверг и воскресенье.

- Как вы оцениваете политику греческих отелей. Была ли она разумной прошедшим летом?

- В целом мы довольны. Спецпредложения были от многих отелей, хотя некоторые были разобраны по комитментам и всегда заполнены на 100%. Например, Aldemar Paradise на Родосе. Те отели, с которыми мы давно и тесно работаем, продавались хорошо.

- Вернулись ли предпочтения клиентов по отелям на докризисный уровень и как выглядит рейтинг самых популярных гостиниц у вашей компании?

- У нас и в прошлом году не покупали дешевые отели, хотя предложения такие были. Наши основные продажи приходятся на 4-5*, что связано и с позиционированием компании, и с перевозкой. Клиент, который летает на «Аэрофлоте», не покупает дешевых отелей. Первое место уверенно занимает цепочка Grecotel. Затем идут Aldemar, Fodele, Stella Village, Stella Palace (4 и 5*) на Крите, очень хорошо грузились отели цепочки SunShine на Корфу и Родосе, небольшие отели Asteria 3* на Родосе.

- В этом году из-за повышения налогов в Греции сильно выросли цены. А отели при этом не только не подняли цены, но некоторые даже снизили. Не изменилось ли в связи с этим качество сервиса?

- В некоторых отелях чувствуется, что они начали экономить. А в других, наоборот, качество улучшается, например, в Fodele 5*. Впрочем, на следующий год цены в отелях вырастут наверняка. Но при той конкуренции, которая существует сейчас на российском рынке, туристам бояться нечего.

- Сегодня на Грецию вышли практически все крупные туроператоры по массовым направлениям. В этом году на направлении еще один новичок – «Библио-Глобус». Как вы оцениваете их достижения и что изменилось в вашей работе в связи с ростом конкуренции?

- Я бы сказал, что момент для выхода крупных компаний на Грецию оказался очень удачным. Уже два года продолжается ситуация, когда дефицита номеров нет, можно не брать комитменты и спокойно работать по алотментам. В этом году отели практически не давали стоп-сейлов. Крупные операторы, видимо, добились ожидаемых объемов, другое дело, что они пиарили это так, что можно было ожидать гораздо большего. Конечно, в результате конкуренции пострадали небольшие компании. Средние турфирмы выжили, хотя и с меньшей прибылью. Неприятной для нас в этом году новостью стало то, что один из крупных операторов-новичков на греческом рынке создал проблемы в консульстве, из-за которых в начале сезона лихорадило весь рынок.

- Ходят слухи, что между компаниями Coral Travel и «Лабиринт» идут переговоры о слиянии. Вы слышали об этой сделке?

- Да, на рынке это обсуждалось еще в прошлом году, потом разговоры утихли, но сейчас опять возобновились. Надеюсь, это только слухи, да и сами операторы их не подтверждают. Хотя, могу сказать, что для нас лучше, чтобы Coral вышел на греческий рынок через покупку, чем самостоятельно, став еще одним конкурентом.

- Некоторые ваши коллеги утверждают, что спрос и предложение на направлении необходимо сбалансировать, иначе крах ждет всех операторов.

- Я согласен с этим. Но не вижу способа решить проблему. Раньше, когда на греческом направлении было не так много операторов, мы пытались договариваться. На короткие периоды это получалось даже с самым крупным нашим конкурентом, «Музенидисом». Сейчас операторов столько, что договориться уже невозможно. Может быть, нужно это делать на уровне авиакомпаний. Когда «Аэрофлот» стал бороться за привилегии назначенного перевозчика, многие надеялись, что его действия позволят структурировать рынок. Но этого не произошло. Операторов на греческом рынке действительно все больше и больше.

- Какие новые острова или направления, по вашему мнению, стоит осваивать в Греции?

- Я бы вернулся к идее чартера на Санторини, это действительно красивый остров, который хочется показать туристам. В 2008 году «Ист-Лайн» предпринял первую попытку, но на следующий год снял программу. А за один год сложно продвинуть новое направление. Возможно, раскручивать Санторини нужно пулу операторов, в котором мы бы с удовольствием приняли участие. Можно было бы поставить небольшой самолет и делать комбинированные туры с Критом, Миконосом.

- Чартер на сам Миконос не перспективен?

- Миконосу не нужны чартеры. Остров популярен в Европе, отели там хорошо продаются и не идут на уступки операторам. Часто они объявляют цены на сайте ниже, чем в контрактах с операторами, или партнеру объявляют стоп-сейл, а клиенту при прямом бронировании дают номер. В дальнейшем можно было бы развивать Кефалонию, остров между Закинфом и Корфу. Из Англии туда уже выполняется много чартеров. Очень жаль, что Olympic Airways снял рейс Афины - Москва, мы лишились очень удобных стыковочных рейсов через Афины, которые позволяли отправлять туристов на те острова, куда нет прямых рейсов.

- В начале сезона власти Греции обещали ставить туристам мультивизы. Это обещание выполнено?

- Да, сейчас 99% туристов получают мультивизы, правда, чаще всего полугодовые, годовые ставятся очень редко. Условие для этого – чтобы у туриста была использованная шенгенская (а лучше греческая) виза. Хотя были разовые случаи, когда мы просили мультивизу, а консульство ее не давало. (Юлия Батырь, RATA-news)

Компания «Пантеон» была создана в 1992 году, на сегодня это самый старый действующий оператор по Греции. В начале 90-х «Пантеон» продавал отдых на курортах, расположенных вокруг Афин, затем предложил Родос и Крит, чуть позже Корфу, а потом начал предлагать туры на небольшие острова благодаря эксклюзивному контракту с греческой авиакомпанией Olympic Airways. В этом году, по оценке Анатолия Гаркушина, оператор отправит в Грецию около 13 тыс. туристов. Летом «Пантеон» - моно-оператор, зимой предлагает экскурсионные туры и Грецию и экзотические страны. У компании 3 офиса и 30 сотрудников. В 2008 было объявлено о покупке «Пантеона» компанией «Натали Турс», однако в 2010 году сделка была расторгнута, и оператор выкупил свою долю у «Натали» обратно.

Версия для печати