Новогодние продажи: трудно ждать спроса
В ноябре многие операторы рассчитывали на всплеск спроса к началу декабря, однако сейчас уже мало кто в это верит. «Действительно, такие надежды были. Никто ведь не предполагал, что вскоре рубль упадет чуть ли не на 10 пунктов», – заметила генеральный директор компании «Веди Тур Групп» Ирина Федина. Скорее всего, новогодние продажи останутся на нынешнем уровне. И в такой ситуации, по словам заместителя генерального директора компании DSBW Вероники Сироткиной, это будет лучшим выходом. «И нам, и туристам сейчас больше всего не хватает стабильности. Курс лихорадит, каждый день новые рекорды. Никто не знает, что будет завтра. На этом фоне трудно ждать спроса. Радует уже то, что нет его резкого падения», – сказала она RATA-news.
Напомним, последние два дня доллар и евро брали рекорд за рекордом: курс американской валюты превысил психологически важную отметку в 51 рубль, а евро впервые начал торговаться дороже 65 рублей. По словам генерального директора компании «Пегас Туристик» Анны Подгорной, на этих новостях продажи в первой половине понедельника просто встали. «Шок был. Правда, к концу дня все постепенно стабилизировалось», – заметила она. Есть в компаниях и отказы от уже оплаченных туров, однако они носят единичный характер.
Генеральный директор ICS Дмитрий Шевченко не считает начало декабря показательным для новогодних продаж: «Обычно к этому моменту те, кто думает об отдыхе заблаговременно, уже все купили, а клиенты last minute еще не проснулись. Настоящее оживление спроса начинается позже, однако в этом году и его ждать не стоит. Слишком много на рынке отрицательных факторов. И главный среди них – отсутствие положительных новостей». К тому же есть туристы, которые в октябре-ноябре поверили прогнозам и решили дождаться «нормального» курса рубля. По оценкам турфирм, их не так уж мало. И пока неясно, что сейчас окажется для них решающим – желание отдохнуть или боязнь тратить деньги.
Тем не менее, продажи идут. В ICS видят интерес к недорогим горнолыжным турам, прежде всего, в Болгарию и Австрию. Анна Подгорная согласна: «Ситуация не самая радужная, но и не аховая. Могло быть хуже. Многие партнеры идут навстречу, например, на Пхукете, помогают минимизировать расходы туристов, предлагают бесплатные экскурсии. Туристам нравятся любые бонусы. Заметно выросли продажи туров в кредит». Среди направлений-лидеров г-жа Подгорная выделяет Египет – эта страна не только вернула, но и улучшила свои позиции. Хорошо продаются Таиланд и Вьетнам, причем, последний востребован активнее, чем можно было ожидать. Как ни странно, радуют страны Карибского бассейна, особенно Доминикана.
Правда, компании, чьи основные направления Латинская Америка и страны Карибского бассейна, этот оптимизм разделить пока не готовы. По словам генерального директора компании Tour Express Андрея Крапивного, продажи новогодних туров упали в три раза. «В прошлом году они продавались отлично, да и в этом году октябрь был очень неплохим, а начиная с ноября все стало грустно», – пояснил он RATA-news. По отдельным программам оператор уже предложил приличные скидки. Tour Express выстраивает программы на основе регулярных рейсов, тем не менее, благодаря договоренностям с авиакомпаниями, цены на перелет оказываются весьма конкурентоспособными. «Цены в долларах на многих направлениях даже снизились в этом году, но всю разницу съедает рост курса. Я не вижу пока факторов, способных повысить спрос на наши туры. Их стоимость все равно останется четырехзначной, рассчитанной на средний обеспеченный класс. А он в нынешних условиях пострадал больше всего», – пояснил Андрей Крапивной. В качестве варианта в будущем компания рассматривает организацию туров для своих постоянных клиентов в другие, более доступные по деньгам страны.
Больших изменений в предпочтениях туристов не произошло. В десятку новогодних лидеров вошли Таиланд, Испания, Турция, Мексика, Индонезия, Малайзия, Куба, ОАЭ, Израиль и Вьетнам. Наравне с туроператорами это отмечают и порталы онлайн-бронирования. Согласно рейтингу Oktogo.ru на основе броней самостоятельных туристов в отелях с 1 по 10 января 2015 года, список самых популярных направлений возглавил Бангкок, который занимает эту позицию уже несколько лет подряд. В этом году к нему присоединился курорт Пхукет – с пятой строчки в прошлогоднем рейтинге остров поднялся на третью. Прага тоже выросла с четвертой позиции до второй. Тем не менее, подвижки среди лидеров наметились: на четвертом месте довольно неожиданно для всех оказалась столица Шри-Ланки Коломбо. Далее идут Мюнхен, Барселона, Рим, и еще одна неожиданность – Стамбул. Правда, как пояснили RATA-news в компании «Ванд», для специалистов прорыв Стамбула – событие вполне ожидаемое, так как его популярность среди россиян растет очень быстро благодаря отсутствию виз, географической близости и доступным ценам. Замыкают рейтинг Гоа и Берлин. Париж, Милан и Вена в десятку новогодних каникул-2015 не вошли.
По словам Вероники Сироткиной, падение рубля сильно сказалось на европейских направлениях, и произошедшие в этом рейтинге изменения объясняются именно тем, что туристы, если уж едут в Европу, выбирают самое выгодное соотношение цены и качества. «У нас в DSBW, например, авторские экскурсионные туры на Новый год во Францию по маршруту Париж – Шампань – Бургундия – Эльзас продаются чуть ли не вдвое лучше, чем просто туры в Париж, хотя и стоят дороже. Хорошо идет Скандинавия, потому что детям надо показать Санта-Клауса. Видно, что люди все просчитывают, оптимизируют расходы», – пояснила она. По этой же причине любители шопинга выбирают более демократичные Берлин, Рим, Барселону. В компании «Веди Тур Групп» неплохо продаются новогодние туры в Чехию. «А вот Франция идет тяжело, хотя у нас дешевые туры и перелет. Цена туристов устраивает, но они опасаются, что при нынешнем курсе расходы уже на месте окажутся слишком большими», – посетовала Ирина Федина.
Операторы отмечают и другие изменения в структуре спроса. «К нам все чаще обращаются не за полным пакетом услуг, а за отдельными его частями. Есть ощущение, что туристы стараются сами организовать свою поездку, а когда что-то не получается, обращаются к нам и заказывают отель или часть маршрута», – рассказала директор компании «Америка Тревел» Маргарита Бабаян. Собеседница это связывает с попытками туристов экономить, тем более что в интернете огромное количество предложений по перелету и размещению в США. «Новогодние продажи идут вяло. До сих пор много свободных мест на рейсах на самые востребованные даты. Причем, видно, что билеты приобретаются только на те числа, когда авиакомпании предлагают скидки. Возможно, туристы еще активизируются, ведь они знают, что визы сейчас оформляются быстро», – говорит г-жа Бабаян. В отличие от прошлого Нового года сейчас в компании более востребован пляжный отдых, прежде всего, в Майами и на Гавайских островах, а не экскурсионные туры. Возможно, как полагает Маргарита Бабаян, это связано с экономией средств и общей ориентацией российского рынка на пляжный отдых, но не исключено, что в самом сегменте экскурсионных туров наступило насыщение спроса.
В октябре-ноябре операторы говорили о спаде новогодних продаж в 20-30%. Сейчас речь идет о падении в два-три раза, в зависимости от направления. Однако опасность в другом. «Новогодние и рождественские программы слабо, но продаются. Здесь все не безнадежно. Хуже с регулярными заездами, особенно после "черных" понедельника и вторника. Непонятно также, что будет после новогодних праздников», – заметила Ирина Федина. Андрей Крапивной также не ждет в ближайшем будущем быстрого улучшения ситуации: «Кризис захватит и весну».
Действительно, в отличие от нейтральных прогнозов октября-ноября, сейчас представители разных властных структур все активнее «пролонгируют» кризис на весь на 2015 год. Гораздо меньше экспертов, готовых утверждать, что рубль в ближайшее время отыграет позиции. На этом фоне перспективы выездного рынка действительно выглядят не слишком оптимистично. Особенно тяжело придется европейским направлениям, ведь здесь в дополнение к высокому евро ожидается еще и введение весной дактилоскопии для оформления шенгенской визы.
Светлана Ставцева, RATA-news