РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 04.04.2008Россия теряет свои позиции на мировом туристическом рынке

Россия теряет свои позиции на мировом туристическом рынке


Вчера на заседании Правительства РФ рассматривался проект «Стратегии развития туризма в России до 2015 года». По просьбе RATA-news этот документ оценивает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

- Сергей Павлович, давайте начнем с того, чего, на Ваш взгляд, не хватает в «Стратегии».

- Внятных ответов на вопросы о том, как решить основные проблемы въездного и внутреннего туризма. Что, например, необходимо сделать, чтобы стремительно растущие частные российские инвестиции в рекреационную недвижимость за рубежом (Чехия, Турция, Черногория, Хорватия, Испания, Греция и т.д.), столь же успешно привлекались для развития отечественной индустрии гостеприимства? Почему опережающими темпами растет так называемый частный сектор средств размещения – малые гостиницы, гостевые дома и т.д., а более крупные инвесторы предпочитают покупку объектов на вторичном рынке и их реконструкцию?

В справке к «Стратегии» справедливо говорится о нехватке инвестиционных площадок – это в стране-то с такой территорией. Но не говорится о том, как решить эту проблему. Как сделать инвестиционный климат в России действительно благоприятным для строительства отелей туристического класса? Как избавиться от административных барьеров и поборов? За счет туристско-рекреационных особых зон, где уровень преференций резидентам ниже, чем обычным гостиничным инвесторам в странах, реально делающих ставку на туризм? Ясно, что упрощением или упорядочением налогообложения малых гостиниц эти проблемы не решить. И уж если говорить об упрощении налогов для малых гостиниц, то почему бы просто эффективней не применять действующий в этой сфере налог на вмененный доход, как это делается в целом ряде регионов страны?

А как в наших условиях решить проблему роста стоимости турпакета за счет авиа и железнодорожного транспорта? Европа с этой задачей справляется за счет развития low-coast перевозок, стремительного обновления авиапарка и строительства скоростных железных дорог. А что делать нам? В «Стратегии» об этом не говорится. В ней верно сказано, что надо строить отечественные круизные суда, но не предлагаются более оперативные меры, например, открытие внутренних российских вод для захода круизных судов под иностранным флагом.

А как быть с туристическими формальностями? В той же Европе расширяется безвизовое пространство, внутри которого даже отменяется паспортный контроль. Большинство государств – наших туристических конкурентов, в том числе в СНГ, в одностороннем порядке ввели упрощенный режим въезда для граждан экономически развитых стран. К тому же, в этих странах большинство турфирм занимаются внутренним и въездным туризмом, а у нас работают на прием менее 10% операторов по международному туризму. Все остальные отправляют туристов за рубеж. Как изменить эту пропорцию в России?

Не перечисляются в «Стратегии» серьезные меры по обеспечению охраны, комплексного использования, экологической безопасности и общедоступности рекреационных ресурсов страны. В условиях, когда лучшие курортные территории одна за другой разграничиваются частными землевладениями и застраиваются коттеджами, это вопрос не просто сегодняшнего дня, а глобальных перспектив развития курортно-рекреационного комплекса России.

- А что же в таком случае Вы нашли в «Стратегии»?

- Положения, перекочевавшие из предшествующей концепции развития туризма в России, ссылки на межрегиональные и отраслевые федеральные целевые программы. А также вполне конкретные меры по усилению административного ресурса федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Например, «Наделение федерального органа исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по ведению учета туристских организаций, имеющих право оформлять подтверждение о приеме иностранных туристов в Российской Федерации».

Во всем мире всемерно стимулируется расширение числа компаний, занимающихся въездным туризмом. У нас их – раз-два и обчелся. И при этом, оказывается, мало войти в федеральный реестр, обеспечив такие же финансовые гарантии, как и для выездного туризма. Или мало просто построить гостиницу. А надо еще получить специальное разрешение для работы на прием. Причем, не в Министерстве иностранных дел или Федеральной миграционной службе, а в туристическом «министерстве». Вот это уж точно наше «ноу-хау». А разве нельзя в обратном порядке? Будет виновна фирма или гостиница в нарушении миграционного законодательства – будет отвечать.

- А что-нибудь по-настоящему конструктивное в «Стратегии» есть?

- Есть. Нельзя не согласиться, например, с тезисом о необходимости снижения таможенных пошлин на обслуживающие туристов транспортные средства и непроизводимое в России оборудование для туристических комплексов. Действительно надо менять профессиональные и образовательные стандарты, кардинально перерабатывать метод статистического учета в туризме, классифицировать горнолыжные трассы. Согласен и с тем, что надо воссоздавать ликвидированную в 1999 году систему туристических представительств России за рубежом.

- Какой можно сделать из всего вышесказанного вывод?

 - Прежде, чем разрабатывать стратегию, надо было дать объективную и принципиальную оценку состояния отрасли. Она заключается в том, что, если не считать строительство отелей бизнес-класса в центральных районах крупных городов и реализации локальных инвестиционных проектов, страна теряет свои, и без того слабые, позиции на мировом туристическом рынке. Исключая, конечно, роль России как донора выездных потоков. И наращиванием «административных мускулов» эту проблему не решить. Если мы хотим реально конкурировать на международном рынке, то надо, как минимум, реализовать основные меры по развитию туризма, включая стимулирование инвестиций и предпринимательской активности в сфере въездного и внутреннего туризма. Эти механизмы давно и широко применяются за рубежом, их даже придумывать не надо.

- Как Вы считаете, почему до рассмотрения на заседании Правительства «Стратегия» не была опубликована для широкого обсуждения?

 - Думаю, на этот вопрос я ответил выше.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал промо
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100