И в светлый путь - за 1000 рублей...
Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и глава ГИБДД Виктор Кирьянов подписали нормативный акт, который вносит серьезные коррективы в организацию детского автобусного туризма - «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом». Несмотря на название «рекомендации» этот документ, как объяснили RATA-news в Роспотребнадзоре, имеет федеральное значение и обязателен к исполнению.
Вообще-то обнародован он был 21 сентября 2006 года. Но обратил на себя внимание только в ноябре, когда заметно сократился световой день. Почему – сейчас поймете. Помимо вполне аргументированных и упорядочивающих детские автобусные поездки положений, в документе есть и такие, которые у организаторов автобусных туров вызывают, мягко говоря, недоумение. Давайте «пройдемся» по рекомендациям с этой точки зрения.
Цитируем: «Настоящие Методические рекомендации применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью восемь и более детей». Интересно, а если в 45-местном автобусе 37 взрослых и 8 детей – это тоже детская группа?
Далее. «Перевозка детей при экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23 часов до 7 часов не разрешается». В нашей стране зимой светлое время суток, как известно, бывает очень коротким. И в 7 утра еще темно. А в северных районах утра может и вообще не наступить. В Мурманске, например, полгода полярная ночь. В этом случае детские поездки отменяются?
Далее. «При количестве автобусов менее 3-х (в колонне) необходимо наличие квалифицированного медицинского работника в каждом автобусе». Где их брать? О медицинском работнике какого уровня идет речь?
«Перед выполнением перевозок организованных детских коллективов Исполнитель совместно с Заказчиком не позднее, чем за 3 суток до назначенного срока начала перевозки представляет в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление о планируемой перевозке… с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управлениями образования». А вот интересно, детская туристическая группа – это организованный коллектив? И в управлении образования какой территории турфирмы должны утвердить списки, если в поездку собрались дети из разных регионов страны?
«Водителю автобуса при перевозке детей запрещается следовать со скоростью более 60 км/час».
Оставим в стороне «мелочи» вроде запрета на движение автобусов в дождь и снегопад (!), а также требование о том, что автобус накануне поездки должен быть предъявлен для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД, и перейдем к практике. Как рассказал RATA-news директор петербургской компании West Travel Сергей Хохлов, при въезде в Россию транспортная инспекция уже «рекомендовала» группе детей заночевать в отеле близлежащего населенного пункта. При этом до Санкт-Петербурга оставалось 120 км. Но это еще ничего. Детскую группу другой питерской фирмы – «Петротур Сервис», возвращавшуюся «вечерним автобусом» из Европы, гаишники остановили недалеко от Выборга. И что вы думаете? Дети всю ночь просидели в автобусе, хотя до Питера оставалось километров 70. Хотя, между прочим, теми же рекомендациями в порядке исключения допускается в период с 23.00 до 05.00 перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места отдыха (ночлега).
Теперь займемся расчетами на примере Санкт-Петербурга. Арифметика такова: если в январе светлое время только с 9-10 часов утра до 16 часов, то у автобуса в распоряжении примерно семь часов «светового» пути. При разрешенной скорости 60 км реальная средняя получится не более 35 км в час. Значит, за один день автобус может проехать не более 250 км. А от Питера, например, до Хельсинки - 480 км, а до Турку, откуда отправляются паромы в Швецию – 600 км. То есть, за один день не доехать. Соответственно, надо бронировать отель по дороге до парома и на обратном пути по дороге из Финляндии в Петербург. Итого две дополнительные ночевки в отелях плюс два дополнительных дня автобусного обслуживания, гида, водителей. Уже получается не менее €100 на человека. Прибавьте услуги медработника, их ведь тоже надо оплачивать, а значит, включать в турпакет. А еще – внеочередной техосмотр автобуса перед поездкой. В общем, как отмечает Сергей Хохлов, сейчас в Петербурге средняя стоимость трехдневной поездки Финляндия – Швеция составляет €35-55 (без визы). А если строго следовать указаниям Роспотребнадзора и ГИБДД, стоимость детского экскурсионного тура вырастет минимум в три раза. И 100 евро – из близкого от Скандинавии Питера. А.путешествие в Европу из Москвы или по нашей большой стране обойдется совсем в другие деньги.
При этом нужно еще кардинальным образом «переписывать» маршруты поездок. А только у компании West Travel, начиная с 1 января, в течение зимних каникул отправляется 3-4 группы в день, это 150-200 человек, в основном – дети. По новым правилам невозможны не только дальние поездки, но даже однодневные познавательные туры в Новгород, Тихвин, так как по программе у них отъезд в 8 утра, а прибытие в 21-22 часа.
Абсурдными назвала требования Роспотребнадзора директор владивостокской компании «Мирабель-тур» Елена Андреева. Получается, что все школьные автобусные экскурсии, даже трехчасовые, теперь должен сопровождать медработник. А зачем предоставлять в ГИБДД списки участников этой экскурсии, включая фамилию водителя и медработника, причем не позднее, чем за три дня до поездки? Ведь школьные группы обычно формируются до самого последнего момента, значит, эти списки наверняка будут подаваться формально, то есть не соответствовать реальному составу группы.
Разумеется, человеческая жизнь бесценна. Ради безопасности, тем более детской, можно пойти на любые траты. И Роспотребнадзор с ГИБДД наверняка хотели, как лучше. Непонятно только, для детей или для себя. Потому что во время недавних осенних каникул детская группа возвращалась из Европы через российско-белорусскую границу. Недалеко от Смоленска, в пункте пропуска Красная горка, бдительные стражи автобус остановили – темно, мол, не положено. Но волшебные 1000 рублей мгновенно сделали дальнейшим путь детей светлым и абсолютно безопасным.