Петербург оказался не готов к небывалому наплыву туристов
Санкт-Петербург признан лидирующим туристическим направлением Европы по версии World Travel Awards Europe. Эту награду город получает второй год подряд.
К концу этого года, как ожидают в комитете по туризму Санкт-Петербурга, город посетят 6,7-6,8 млн туристов, это на 300 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Дешевый рубль привлекает в город иностранцев, а это примерно половина турпотока и не дает уезжать за границу россиянам. В итоге участники гостиничного рынка уже сейчас признают этот год рекордным по выручке.
По оценке компании JLL, загрузка отелей Петербурга всех сегментов в июне 2016 года была самой высокой за последние пять лет. В Colliers International добавляют, что за первое полугодие средний показатель загрузки гостиниц вырос на 3% и достиг 67%. Турпоток будет расти и дальше. Например, авиакомпания «Россия» запустит еженедельный рейс Петербург – Пекин, соответственно вырастет количество китайских туристов, которых и так за год стало в городе на 50% больше. А на ЧМ-2018 по футболу, по прогнозу РСТ, приедут 1,5 млн только иностранных болельщиков, и большинство из них захотят посетить Петербург.
При этом гостиничных номеров в Петербурге больше не становится. А число мини-отелей и хостелов, по данным комитета по туризму, и вовсе сократилось на 14%. Отчасти причина в том, что рынок малых отелей в этом году переживал потрясения: из-за законопроекта депутата Галины Хованской хостелы в жилых домах оказались под угрозой закрытия. Госдума не приняла проект, но многие участники рынка уже успели распродать свои активы.
Крупных отелей в этом году открылось всего два: корпус гостиницы «Октябрьская», ребрендированный в Best Western Plus Centre Hotel (107 номеров), и Hampton by Hilton Expoforum (207 номеров).
Франсуа Морван, генеральный управляющий кластера отелей Hilton и Hampton by Hilton St. Petersburg ExpoForum, рассказывает, что его первый сезон на петербургском рынке был успешным и напряженным: «За последние полгода выросла и загрузка отелей, и тарифы. Спрос стимулирует рынок, и цены растут. Сегодня 60% всех туристов – это россияне, чаще всего семьи с детьми. Также город посещают туристы из Бразилии, Ирана и азиатских стран, среди которых лидирует Китай».
По данным Colliers International, средняя стоимость номера в Петербурге за этот сезон уже выросла на 26% по сравнению с прошлым годом. Отельеры готовятся поднять цены в 2017 году еще на 30-50%, спрос им это позволяет. «В этом сезоне у нас выше и загрузка, и средняя цена, и доход с номера, – говорит владелец гостиницы «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. – Такого не было лет 16–17, спрос уже можно назвать ажиотажным. Но инвесторам отрасль неинтересна. В среднем ценовом сегменте лет пять ничего нового не появится».
Эксперт добавляет, что сейчас гостиничный бизнес высокорентабелен (EBITDA 35-40%) для управляющих компаний, а для инвестора доходность – около 6%. Срок окупаемости отеля 4-5* на 50-200 номеров – 16-20 лет. При этом многие собственники, которые строили гостиницы в 2007-2009-м, когда открывалось по пять-семь гостиниц в год, привлекали валютные кредиты и в итоге оказались на грани выживания.
В итоге, рассказывает Юнис Теймурханлы, с ажиотажа этого года сливки снимают те, кто строил отели 10-15 лет назад: «Управляющие компании сейчас буквально охотятся за инвесторами, но те готовы строить что угодно, только не гостиницу. В итоге на участках, где буквально напрашивается гостиница, появляются, например, апартаменты».
Однако руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер считает, что инвесторы, увидев спрос, активизируются раньше, и уже через два-три года можно ждать нового всплеска гостиничного строительства. «Оценить запас мощности туристической инфраструктуры города сложно, но правда, что большая часть гостиничного рынка Петербурга отработала высокий туристический сезон в этом году близко к пределу загрузки, – говорит она. – Думаю, отельеры будут корректировать цены, чтобы перераспределить потоки гостей по году, сгладив сезонные колебания».
Полностью это проблему не решит: в 2017-2018 годах крупные международные мероприятия (ПМЭФ, Кубок конфедераций, ЧМ по футболу) пройдут как раз в то время, когда большинство туристов хотят приехать в город, – в июне–июле.
Эксперты считают, что на гостиничном рынке может возникнуть дефицит. Юнис Теймурханлы поясняет, что россияне станут «ценовым якорем». Наши соотечественники составляют половину всех гостей отелей, и желание их удержать не позволит игрокам рынка поднимать цены более чем на 20%. Но при этом свободные номера могут просто закончиться и Петербург начнет отталкивать гостей перенаселенными гостиницами и многочасовыми очередями в музеи. Более того, эта проблема уже существует и касается не только отелей и музеев, но и театров и даже улиц в центральной части города.
Заместитель директора Северо-Западного отделения РСТ Павел Румянцев сказал «Деловому Петербургу», что загруженность ведущих музеев почти критическая, прежде всего, это касается Петергофа и Эрмитажа. Музеи стараются перераспределять потоки, открывают подразделения, но большинство туристов хотят видеть именно раскрученные места. «Кроме того, городу не хватает отелей туристического класса для групп: у них еще дольше срок окупаемости и невысокая загрузка в несезон. На 2017 год гостиницы уже предлагают туроператорам тарифы на 30-40% выше, чем в этом, что может отпугнуть и экономных китайцев, и россиян, – говорит Павел Румянцев. – Для разгрузки инфраструктуры надо превращать город во всесезонное направление, комбинировать культурный и деловой туризм».
Музеи уже сейчас как могут подстраиваются под ситуацию. Например, Исаакиевский собор, Эрмитаж и даже Петергоф продлевают время работы, открываются по выходным, вводят «ночные смены». Самый тяжелый для музеев момент – когда одновременно в город заходят несколько круизных судов, это просто нужно пережить, – говорит владелица компании «Персоналтурс» Елена Карпова. – Также Петербургу очень не хватает гостиниц 2-3*, а те, что есть, не всегда качественные. Думаю, власти дадут возможность всем доработать до конца ЧМ-2018, а потом возьмутся упорядочивать рынок, и тогда малым отелям грозит суровое разбирательство».
Член правления Российской гостиничной ассоциации, гендиректор гостиницы «Галакт» Владимир Васильев считает, что с очередями в объект показа мало что можно сделать, ведь музеи не резиновые. «Но паниковать, думаю, рано. Нынешнему подъему далеко до советского пика въездного туризма. Тогда люди приезжали из регионов, в том числе, чтобы купить дефицитные товары, и в Ленинграде не за месяц, а единовременно находилось до 2 млн приезжих, по Невскому трудно было пройти», – сказал г-н Васильев.