РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Январь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3988Артур Мурадян: «Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»

Артур Мурадян: «Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»


Считается, что нишевым операторам сейчас легче, чем массовым, которые лишились не только бюджетного туриста, но и двух главных направлений – Египта и Турции. Но это не повод расслабляться, считают в компании «Спейс Трэвел». О том, как туроператор оценивает ситуацию на рынке и противостоит новым вызовам, рассказывает генеральный директор Артур Мурадян (фото).

 

- Эмиратская принимающая компания Al Khalidiah Tourism купила «Спейс Трэвел» в октябре 2012 года. Известно, что активный «жизненный цикл» компании – пять лет, так что самое время подводить итоги. Как вы их оцениваете?

- С момента слияния с Al Khalidiah Tourism наша компания однозначно улучшила имидж и положение на рынке. Прошлый год оказался лучшим за все это время по финансовым показателям. «Спейс Трэвел» полностью перешел на самоокупаемость. Мне кажется, это одна из наиболее удачных сделок на российском туристическом рынке, если не брать покупки TUI или Thomas Cook. У «Спейс Трэвел» и Al Khalidiah Tourism не было долгов или взаимных претензий. В компании была сохранена преемственность: первый год мы отработали с 95% «старого» штата и только потом начали увольнять по 15% сотрудников ежегодно, доведя их количество до оптимального, на наш взгляд, уровня. Нам также удалось преодолеть монозависимость – сейчас у нас есть лидирующее направление как зимой, так и летом. Арабские Эмираты занимают в нашем объеме 40%, а не почти 60%, как было раньше. Для нас очень выгодна модель без чартеров и блоков, хотя сложилась она не сразу. Какое-то время мы сохраняли чартерные программы, держали до 300 «жестких» кресел в неделю. Постепенно ушли от этого формата. Риски совершенно неоправданные, особенно сейчас. Очень важное достижение, на мой взгляд, – управляемость компании.

 

- Что вы имеете в виду?

- Многие российские компании излишне замкнуты на единоличное руководство. Это реальная проблема отечественного турбизнеса. Но один человек не может все сделать или проконтролировать. В кризис такая модель делает компанию уязвимой, лишает ее гибкости. Мы в «Спейс Трэвел» делим ответственность, так что в какие-то сферы я не вникаю, доверяю сотрудникам. У нас есть договоренность, что в России я выступаю от имени всей компании, но это не значит, что у меня вся полнота власти. В какой-то момент мне пришлось полгода работать удаленно. Естественно, я поддерживал связь, созванивался с сотрудниками, но это не было полноценным участием, а фирма, между тем, продолжала нормально функционировать. Вот это я считаю успехом!

 

- Возможно, из-за излишней централизации власти турфирмы так неохотно объединяются? Или правы те, кто полагает, что кризис – вообще не время для слияний?

- Неправда, кризис – хороший повод объединить усилия для оптимизации бизнеса. Примеров тому в разных отраслях множество. Школа альянсов предполагает, что каждый игрок оставляет за собой собственное лицо, бренд, а дальше все переплетается. Главное, от союза выигрывают оба бренда. У нас проблема в том, что никто не хочет урезать свои издержки, но ждет этого от партнера. Или готовы объединяться, когда все действительно плохо, а как только улучшается – возвращаются амбиции. 90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше.

 

- Сейчас тренд очевиден – внутренний туризм. Планируете работать на Черноморском побережье?

- Мы действительно переключаемся на Россию. Но я не разделяю безмерного оптимизма, который многие связывают с развитием внутреннего туризма. Не надо пытаться загнать на российские курорты всех туристов без разбора. Для каждого клиента должен быть свой продукт. Поэтому мы, например, не идем в Сочи, в Краснодарский край. В Крыму выбрали всего 5-6 объектов. Все остальные нам неинтересны, потому что там будут воевать компании, которые хотят заработать по 500 рублей с человека. А скорее всего, по нашим подсчетам, речь идет вообще о 200 рублях с туриста.

 

- Тогда на каких российских направлениях мы увидим «Спейс Трэвел» в 2016 году?

- В России мы также выбираем нишевой продукт, востребованный, способный приносить прибыль. С октября 2015 года предлагаем гастрономические поездки по ближайшим к Москве областям. Но прежде, чем предлагать какой-либо продукт, с ним знакомятся, тестируют на себе, как минимум, заместители директора нашей компании. В такой однодневной поездке, как, например, «Купеческая Коломна», экскурсии объединяются с обедом и кулинарными мастер-классами, посещением экофермы. Спрос хороший, москвичи с удовольствием их берут: зимой в городе особенно заняться нечем, а тут и посмотреть, и вкусно поесть можно всего 2-2,5 тыс. рублей. Да еще детей развлечь и привезти домой экологически чистые фермерские продукты, сладости, настойки, мёд, изделия из дерева, льна, кружева и многое другое.

 

Еще одна ниша на внутреннем рынке – поездки на Байконур. Мы очень рады, что вошли в пул туроператоров при космодроме. Пока трудно сказать, как пойдет дело, но направление нам кажется очень перспективным. Во всем мире технотуризм набирает популярность. У нас тоже достаточно людей, готовых посмотреть на запуски ракет. У нас есть идеи, как создать на базе такой поездки интересный современный турпродукт. Сейчас мы его разрабатываем и, надеюсь, к маю уже сможем предложить готовые пакеты на Байконур.

 

- Действительно ли нишевой сегмент оказался более устойчив в кризис?

- Трудно отвечать за весь рынок, но для нас прошлый год оказался одним из самых успешных. Начавшийся год тоже порадовал, за январь мы получили прирост в 40% по всему объему продаж, в основном, за счет Арабских Эмиратов и Китая. Россия дает до 20% всего объема, остальное – страны СНГ. Мы финансово устойчивы, у нас нет долгов, не берем кредитов. Даже в лучшие годы рентабельность турбизнеса не превышала 10%, никакой кредит нереален, тем более сейчас. Мы не ставим чартерных программ, так что в каком-то смысле нишевым операторам действительно легче, чем массовым. Но в нашем сегменте свои проблемы. Отпадают многие дальнемагистральные направления, общая ситуация ухудшается. Агентства ждут от массовых операторов низких цен, а от нишевых – FIT-продукт. Но туроператоры не могут сейчас рассчитывать на особый тариф от авиакомпаний, он точно в этом году будет дороже, чем минимальный билет в эконом-классе. Это еще больше подтолкнет клиентов к самостоятельности. При этом у турагентстов из-за снижением спроса будет больше времени, чтобы самим забронировать FIT. Не говоря уже о том, что в некоторых агентствах за 20 лет выросли такие «зубры», которым по плечу организация любого самого сложного путешествия. Соответственно, нишевым операторам будет все труднее противостоять массовикам и самостоятельному туризму.

 

- Что надо делать в такой ситуации?

- Я насчитываю на рынке минимум 20 нишевых компаний уровня «Спейс Трэвел». Они держат большой штат, несут большие расходы на зарплату, а доходы от продаж сокращаются. Компаниям нужно срочно оптимизировать свои траты, штат, разрабатывать новые направления, причем не одно-два, а четыре-пять. С лета 2015 года мы перешли на четырехдневную рабочую неделю и сократили зарплаты на 15%. Это позволило нам накопить некий запас и спокойно пережить тяжелое лето. Штат, как я уже говорил, мы сократили еще два года назад, сейчас он оптимальный. Число работающих в январе 2016 равно тому, что было в январе 2015. Недавно проводили стресс-тесты, чтобы узнать, справимся ли с добавлением нового направления. Справились! При этом весь год у нас открыты вакансии, ищем толковых людей в отдел продукта. Уверен, что нишевым компаниям надо сейчас обратить особое внимание на кадры, на профессиональный уровень команды. Работа с клиентом потребует больше усилий, чем раньше. И, конечно, искать новые направления деятельности.

 

- А как вы оцениваете перспективы рынка в целом?

- Он продолжит сжиматься. В ближайшее время клиент еще будет ориентироваться на турпродукт, но к лету главной станет цена. Многие туроператоры будут вынуждены уйти с рынка. Думаю, в реестре останется не более 300 туроператоров. Нам, например, оплата финансовой гарантии обходится ежегодно в 500 тыс. рублей. Внушительная сумма для турфирмы в кризисное время. В конце концов, продавать билеты или гостиницы можно и без гарантии. И так думаем не только мы. Наступивший год будет сложным для всех. Развитие ситуации будет зависеть и от исхода конфликта с «турецкими» операторами. В любом случае, улучшения мы ждем не раньше 2017 года. На нынешний год заложили сценарий с долларом по 95 рублей и планируем сохранить результаты 2015 года.

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 25.12 1
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами»
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
«Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная»
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась»
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100