Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Артур Мурадян: «Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»

05:05, 9 октября 2019

На зимний сезон туроператор Space Travel значительно увеличил количество гарантированных мест на рейсах и почти полностью перешел на прямой контрактинг с отелями. О новых подходах к ведению бизнеса, ближайших планах и о проблемах российского туристического рынка рассказывает генеральный директор компании Артур Мурадян.


- Артур, довольны ли вы летним сезоном?

- Да, мы выполнили все поставленные перед собой задачи по объему, расширению ассортимента и маржинальности. Но главное, что наши офисы в регионах наконец заработали полноценно, с хорошей отдачей. Причем они не формальные, не представительские, а полностью интегрированы в деятельность головного офиса. И внутри этой единой системы всё взаимосвязано. Условно говоря, менеджер в Самаре может, например, принять и обслужить заявку из Красноярска. Мы понимаем, что наше решение об экспансии в регионы было правильным.

- Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке?

- В принципе, ситуация достаточно стабильная, но из-за ухода компании Thomas Cook немного тревожная. Рынок увидел, что не только российские туроператоры страдают от излишней гигантомании и неправильной оценки своих финансовых возможностей.

- Вы ожидаете большого спроса в зимний сезон? Не слишком ли рискованно так увеличить количество гарантированных мест на рейсах?

- Уже видно, что спрос на зиму неплохой. Причем мы увеличили гарантированные объемы почти втрое, и все равно кресел меньше, чем планируем продать. Риск, конечно, есть. Мы всегда все тщательно взвешиваем, просчитываем, но без рисков, хотя бы минимальных, развитие компании невозможно. Программа на авиакомпании flydubai у нас представлена из пяти городов – Москвы, Самары, Казани, Краснодара и Ростова-на-Дону. Space Travel уже второй сезон подряд становится стратегическим партнером этого перевозчика. Летать из Москвы будем с 18 октября 2019 по 5 мая 2020 шесть раз в неделю кроме понедельника.

На ОАЭ, нашем традиционном направлении, предлагаем новинку: у нас эксклюзивное соглашение о гарантированном блоке мест на рейсах Ethihad Airways Москва – Абу-Даби – Москва с 27 октября 2019 по 3 мая 2020 года, тоже шесть раз в неделю кроме понедельника. Эмират пользуeтся все большим спросом, поэтому решено было подкрепить пакеты гарантированной перевозкой.

- Чартерные рейсы не планируете? Когда-то они у вас были.

- Не планируем. Наличие гарантированных объемов на регулярных рейсах – наше конкурентное преимущество. Регулярная перевозка становится приоритетом не только у туристов, но и у агентств, которые, так или иначе, вынуждены отвечать за все задержки, переносы и отмены чартеров. Нынешнее лето стало едва ли не рекордным в этом смысле. Каждая такая задержка – огромный стресс для туристов, особенно с детьми. Подтверждаю это как многодетный отец. Поэтому у нас в компании взят курс на снижение стрессовых ситуаций.

Бронирование туров на блоках – это гарантия выгодной цены. Что бы ни говорили о смерти пакетного туризма, он жив и прекрасно себя чувствует. В турагентствах до 99% продаж по-прежнему приходится именно на турпакеты. Пока они дают преимущество в цене – будут востребованы. И это реальный инструмент влияния оператора на агентства.

Очень уважаю коллег из туристической отрасли, которые не боятся брать блоки и нести соответствующие риски для своего бизнеса. Ведь сейчас очень многие нишевые компании, называющие себя туроператорами, сознательно уходят от формирования собственного продукта, предпочитая делать его не на основе гарантированных мест на рейсах и в отелях, а собирать из того, что есть в открытом доступе. Это может сделать любой человек. И турагенты не случайно задаются вопросом: почему таким «операторам» разрешено формировать туры на основе регулярных рейсов, а турагентам – нет? И, уходя от нормальных профессиональных рисков, присущих работе туроператора, такие компании рискуют гораздо больше.

- На первый взгляд кажется, что они, напротив, минимизируют риски.

- На самом деле у них постоянно растет финансовая нагрузка. Туроператорских цен нет, а значит маржа минимальная. При этом они вынуждены выплачивать агентствам комиссионные, оформлять фингарантии, платить в фонды «Турпомощи». Это фактор риска для рынка в целом. Не способствует устойчивости рынка и то, что огромное количество туроператоров работает сейчас напрямую с клиентами, а турагентства, наоборот, пытаются заниматься фактически туроператорской деятельностью, бронируя и оплачивая отели напрямую.

Мне кажется, пришло время четко разграничить функции компаний: пока мы не обозначим, кто с кем работает, пока не будет застрахована каждая путевка, на рынке порядка не будет. Примеров решения этой проблемы в мире много, достаточно посмотреть на соседний Казахстан. Там по закону туроператоры имеют право продавать путевки только агентствам.

- По вашим оценкам, сколько сейчас на рынке компаний, которые занимаются такой псевдооператорской деятельностью?

- Думаю, не меньше 40%. Компаний, которые занимаются классическим туроперейтингом, то есть выкупают отели и блоки мест на рейсах, минимум. И это, в основном, крупные игроки массового сегмента. Надо законодательно разделить рынок на турагентства, классических туроператоров и ввести понятие нишевого игрока с элементами туроперейтинга, но ограничить его в объемах. Кроме того, для туроператоров, надо вводить аудит по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Особенность стандартов заключается в том, что они основаны на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Надо обелять рынок, ведь даже у его лидеров нет прозрачности, вся информация закрыта. В итоге мы все токсичны для банков и страховых компаний, с нами никто не хочет иметь дело. Так больше продолжаться не должно.

- Что вы предлагаете?

- Понятно, что никто сам «обеляться» не будет. Значит, надо сделать так, чтобы работать в серой зоне стало невыгодно. Варианты есть. Как бы ни ругали в свое время онлайн-кассы, они оказались действенным инструментом на пути к прозрачности. Ту же роль могла бы сыграть электронная путевка, но рынок к ней не готов технически.

С переходом туристической отрасли в ведение Минэкономразвития появилась надежда, что власть, наконец, обратит внимание на проблемы выездного туризма. Причем, будет не просто закручивать гайки, они и так уже закручены, а поможет упростить жизнь законопослушных, добросовестных туроператоров. Например, разберется с нормами резервирования финансов, тем более что они в нынешнем виде очень обременительны для туроператоров, а туристов не спасают. Объемов персональных фондов, как показали банкротства крупных туроператоров, ни на что не хватает – во всяком случае, пока. Впрочем, уже очевидно, что Минэкономразвития волнует только внутренний и въездной туризм.

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно