Что мешает развиваться речному круизному туризму
Спрос на круизы по рекам России быстро растет, но увеличение числа маршрутов и их географии упирается в нехватку причалов по всей стране, кадровый голод, непредсказуемость цен на топливо. Об этом и других проблемах туроператоры рассказали на заседании рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
По словам генерального директора компании «ВодоходЪ» Ришата Багаутдинова, в этом году оператор отправил в круизы уже более 155 тыс. туристов.
«Мы перекрыли свой рекорд 2023 года, когда в наших круизах побывало 148 тыс. туристов. До этого пиком в компании считался 2019 год, когда мы обслужили 131 тыс. туристов, но 30 тыс. из них составляли иностранцы, а сейчас их нет», – пояснил он.
Спрос на круизы растет в среднем по рынку на 15% ежегодно, что, по словам эксперта, объясняется комплексным характером этого вида отдыха, а также большей осведомленностью туристов о его возможностях, повышением комфортабельности судов.
«В круизном отдыхе традиционно высокий процент повторных клиентов. Из четырех пассажиров после первого круиза трое всегда возвращаются на наши теплоходы. Есть те, кто совершает круизы несколько раз в год, есть те, кто делает это уже 20 лет. Поэтому круизные компании постоянно обновляют программы, разрабатывают новые маршруты. Все это делать непросто из-за слабого развития причальной инфраструктуры. Проблема есть на всех реках, но особенно остро она стоит в Сибири. Причалов не хватает на маршруте по Енисею из Красноярска до Дудинки протяженностью свыше 2 тыс. км, а эти места сейчас пользуются наибольшей популярностью. На Байкале нет круизного судоходства, потому что нет причальной инфраструктуры. Хотя очевидно, что это одно из самых перспективных мест для развития такого вида путешествий. Мы строим сейчас новое электросудно для Байкала, оно будет сдано в сентябре 2026 года, однако для его эксплуатации на озере пока нет необходимой инфраструктуры, за исключением порта Турка. Нет и станций зарядки», – рассказал Ришат Багаутдинова.
Компания «Созвездие» в 2022 году передислоцировала теплоход «Северная сказка» из северо-западного региона страны в Сибирь. У туристов есть большой запрос на новые маршруты, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке. Для многих Сибирь ассоциируется с реками Обь и Иртыш, на которых нет ни одного круизного теплохода. Туроператор составил межрегиональный маршрут, который объединил Ямал, Югру и Тюменскую область – «От тайги до Полярного круга».
В навигацию 2023 года компания отработала по маршруту Сургут – Салехард – Ханты-Мансийск – Тобольск. Это исторические места, современные нефтяные города и потрясающая природа, но с инфраструктурой – большие проблемы. Полноценный причал, фактически современный речной вокзал, есть только в Салехарде. Во многих местах оператору пришлось пользоваться скоростными лодками для высадки пассажиров.
В 2024 году компания расширила географию присутствия в Новосибирской и Томской областях, но и в этих крупнейших сибирских городах нет причалов – пригодились двухпалубные пассажирские речные теплоходы типа «ОМ» и моторные лодки. В 2025 году компания планирует выйти на Омск и опробовать уникальный маршрут Омск – Новосибирск. Однако проблема причалов остается.
С коллегами согласен заместитель исполнительного директора компании «Донинтурфлот» Владимир Чижов: «Мы наращиваем поток, по итогам 2024 года у нас 40 тыс. перевезенных туристов. Учитывая, что мы лишь недавно переориентировались на внутренний рынок, это неплохой результат. Но дальнейшее развитие сильно сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры, в этом плане с советских времен мало что изменилось».
Ришат Багаутдинов также отметил острый кадровый голод в отрасли.
«Нехватка линейного персонала огромная, причина – низкие зарплаты. Но круизные компании не могут платить больше 45-50 тыс., у нас очень велики издержки. Решением проблемы могло бы стать снижение для круизных компаний страховых отчислений, как это сделано, например, для IT-сферы», – предложил он.
По словам заместителя директора компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, круизный поток, возможно, не кажется слишком большим, по сравнению, например, с авиацией. «Тем не менее, только в нашей компании 14 судов преодолели в этом году 400 тыс. км, пересекли 26 регионов. Если перевести, как в авиации, это в пассажирокилометры, цифра тоже получится внушительная. Учитывая довольно короткую навигацию – пять-шесть месяцев, нагрузка на круизный флот получается очень большая. И при этом мы не просто перевозим людей – мы открываем им страну, связываем регионы», – сказала она.
По словам Гончаровой, среди серьезных затратных составляющих у круизных операторов – рост стоимости топлива, который совершенно непредсказуем.
«Правда, в этом году нам повезло, цена не менялась, но, например, в 2023 она подскочила на 40% прямо перед навигацией, когда значительную часть круизов мы уже продали. А по закону о защите прав потребителей мы не имеем права вносить изменения в цену уже проданной путевки. Отсюда большие финансовые потери», – подчеркивает эксперт.
По словам руководителя экспертного совета Российского союза туриндустрии Николая Литаренко, эту проблему могло бы решить введение невозвратных тарифов для круизов. Соответствующее письмо отраслевой союз направил главе Минэкономразвития в конце прошлого года.
Как пояснил эксперт, сейчас в соответствии с законом «О защите прав потребителей» турист вправе отказаться от договора о реализации круизного турпродукта в любое время при условии оплаты фактически понесенных оператором затрат. Более того, в соответствии с положениями Кодекса внутреннего водного транспорта, пассажир может до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути.
При этом доказать размер фактически понесенных затрат в рамках действующего законодательства непросто: суды отказываются учитывать расходы на топливо, мореходность судна, покраску и др., не усматривая причинно-следственной связи между отказом туриста от круиза и возникновением убытков в виде пустующих кают на речных судах. Между тем для круизных компаний это серьезная расходная статья, и они вынуждены их закладывать в тарифы. Соответственно введение невозвратных тарифов позволит снизить цены.
Светлана Ставцева