Гастрономический туризм становится драйвером развития территорий
Знакомство с аутентичной кухней регионов становится все более популярным мотиватором для путешествий по России. Например, в Санкт-Петербурге доля туристов, которые специально приезжают для посещения интересных гастрономических мест, выросла до 2% от общего количества гостей. Все более востребованными становятся и тематические фестивали, в ходе которых рестораторы получают возможность привлечь больше клиентов – и туристов, и местных жителей.
«Почти 2% туристов приезжают в город за гастрономией, а раньше было всего 0,5%. Прежде всего, едут в турах выходного дня, которые в целом и формируются на основе интереса к гастрономическому туризму. Понятно, что люди, приезжающие утром в субботу и уезжающие в воскресенье вечером, в таком огромном городе много времени проводит в ресторанах», – сообщила заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия на форуме «Travel Hub. Путешествуй!».
По ее словам, открытие в январе 2019 года в городе школы поварского искусства СВЧ в целом изменило подход к ресторанному бизнесу – и не только в Санкт-Петербурге, но и в стране.
«Конечно, Петербург всегда был известен гастрономическими изысками, но продвижение его именно как направления гастротуризма требовало определенного подхода. И мы благодарны нашим коллегам из бизнеса, которые сподвигли нас к этому, нашли точки соприкосновения с органами власти. Благодарны и организаторам разных гастрономических и барных премий. К примеру, несколько лет назад комитетом внешних связей был создан проект «Петербургская кухня», возникший в результате слияния двух гастрономических культур – традиционной русской и изящной французской. Большое значение имеет подготовка кадров: у нас есть колледж туризма, Петровский колледж, и лучшие шеф-повара нашей страны – выпускники именно этих учебных заведений. В городе проходит конкурс на лучшего шеф-повара. А в декабре 2021 мы запустили проект «Петербургский завтрак» с розовыми блинами, бланманже, гурьевской кашей. Теперь в город именно на эти завтраки приезжает молодежь», – рассказала Гвичия.
По ее словам, успех проекта во многом обусловлен тем, что исторические рецепты адаптировали к современным условиям и совместно с рестораторами смогли привить эту культуру и горожанам, и туристам. Гастрономический туризм, с одной стороны, дает незабываемые эмоции, с другой – вносит вклад в экономику любого региона, даже может стать драйвером его развития, а рестораторы становятся амбассадорами территории, продвигают ее на рынке.
Министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев рассказал, что в региональных ведомствах потребительского рынка ресторан обычно приравнен к магазину, в то время как это – эмоции, удовольствие, впечатления, в том числе для туристов.
«Мы стали первым регионом, который три года назад передал ресторанную сферу из министерства предпринимательства и промышленности региона в министерство туризма – потому что все эмоции должны быть в одних руках», – говорит он.
Именно с таким подходом, по его словам, был организован 800-летний юбилей Нижнего Новгорода. В фокусе – всегда нижегородцы, а гости получают удовольствие от того же, что и жители города. В 2024 году в городе провели третий гастрономический фестиваль «Гастрономическая рождественская», на который специально приезжают туристы. Ради фестиваля перекрывают целую улицу, порядка 90 предприятий общественного питания выставляют свои блюда и угощения. В Арзамасе с 2021 года проводят гастрономический фестиваль «Арзамасский трактирщик».
«Средний чек в рамках гастрономических событий вырастает от 20% до 28%, а в рестораны нужно записываться за 2-3 недели. Гастрономические мероприятия – это драйвер развития туризма и всей области. В октябре в Нижнем состоялась третья церемония вручения наград в рамках ресторанной премии «Wheretoeat.Центр». Участвуем и в других премиях, это очень стимулирует отраслевые команды, команды ресторанов, побуждает их делать еще лучше», – сказал Яковлев.
Генеральный продюсер проекта Wheretoeat Awards Ирина Тиусонина отметила, что за 12 лет существования премии она побывала в Санкт-Петербурге, Москве, Нижегородской области, Татарстане и начинает работать с Дальним Востоком. В следующем году премия приходит в Белоруссию.
«Далеко не все регионы готовы к приходу премии, обычно по причине нехватки ресторанов, которые можно было бы поставить в рейтинг. Для ее появления в регионе также важно взаимодействие с местным комитетом по туризму, рынком, шефами, рестораторами, инвесторами – без этого невозможно двигать гастрономию и в целом туриндустрию», – подчеркнула она.
Светлана Ставцева