Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Как Иван Кулибин придумал название для компании «ВодоходЪ»
Главные новости

Как Иван Кулибин придумал название для компании «ВодоходЪ»

08:03, 15 августа 2024

К середине своей юбилейной – двадцатой – навигации круизная компания «ВодоходЪ» обслужила 129 тыс. туристов и есть все шансы повторить рекордные показатели 2023 года, когда теплоходы компании приняли на борт 148 019 гостей. Сегодня «ВодоходЪ» – крупнейшая круизная компанией России по числу единиц флота – 26 теплоходов – и пассажиропотоку. А двадцать лет назад, в 2004 году, все начиналось с 14 теплоходов, на которых в среднем за сезон отдыхало не более 60 тыс. круизных туристов.

За 20 лет корабли компании отправились в круиз 15 800 раз, а в речных путешествиях с ней побывало более 2 млн жителей России и иностранных гостей.

Название компании неразрывно связано с историей развития речного транспорта и судоходства России. «ВодоходЪ» – преемник таких старейших предприятий, как дореволюционное «Общество пароходства по Волге» (1843-1918), судоходная компания «Волжское пароходство» (1918-2004) и круизная компания «Волга-Флот-Тур» (1999-2004).

Но откуда же появилось столь оригинальное название, под которым компания уже 20 лет успешно организует речные, морские, экспедиционные круизы и пассажирские перевозки водным транспортом?

Логотип и название «ВодоходЪ», которые сегодня хорошо известны в речной отрасли, определились в 2003 году, когда основатели компании увидели архивный рисунок судна-водохода, которое в конце XVIII века спроектировал механик-самоучка Иван Кулибин.

Сфера интересов Ивана Петровича Кулибина (1735-1818) была довольно широка – проектирование мостов, изобретение механического экипажа с педальным приводом, изготовление фейерверков, хронометра, прожекторов. Он сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера – Фусса, разработал конструкцию «механических ног» – протезов, построил лифт с винтовым механизмом.

А еще у него был проект водоходного судна, способного двигаться против течения.

Во времена Кулибина лодки по рекам перемещались тремя способами: на веслах, под парусом и на лямке. Многие суда шли вверх по течению с помощью бурлаков, тянувших на канатах груженые баржи. Иван Петрович реализовал любопытную техническую задачу, когда судно-водоход с помощью гребных колес приводится в движение силой самой воды. Он спроектировал три таких судна, два из которых были построены и прошли успешные испытания.

Кулибинское судно было уникальным по принципу движения. На борту было два якоря. Пока водоход стоял на одном, второй на шлюпке отвозили вверх по течению и бросали за борт. Течение реки приводило в движение установленные на судне водяные колеса, похожие на те, что используют на водяных мельницах. Колеса через своеобразный редуктор наматывали якорный трос. Так водоход «подтягивал сам себя» вверх по течению реки. Пока самоходная баржа медленно шла против течения, выше по течению реки завозился второй якорь, и процесс повторялся.

Сегодня именем изобретателя названы улицы во многих городах России, а в Нижегородской области, где он жил и работал, создана особая экономическая зона «Кулибин». Его фамилия стала нарицательной – так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле.

«ВодоходЪ» предлагает в сезон более 1500 круизов и экспедиционных туров. Три года подряд – 2021-2023 – компания становилась лауреатом конкурса «Лидер отрасли», который ежегодно проводит Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), в номинации «Судоходная компания, осуществляющая речные перевозки пассажиров (круизные)».

Несмотря на то, что в свое время водоходы Кулибина не были построены для массовой эксплуатации, энергия его новаторских идей и инженерной мысли по сей день живет в названии крупнейшей круизной компании России.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно