Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Менеджеры мгновенного реагирования: каких специалистов ищут турфирмы и сколько готовы им платить
Главные новости

Менеджеры мгновенного реагирования: каких специалистов ищут турфирмы и сколько готовы им платить

10:04, 29 мая 2023

По данным сервиса «Авито Работа», в России спрос на менеджеров по туризму увеличился за первый квартал нынешнего года вдвое по сравнению с последним кварталом прошлого. Как показал проведенный RTN опрос, туроператоры в основном справляются имеющимися силами, а вот агентства перед летним сезоном действительно активно ищут людей.

Наиболее заметный всплеск спроса на персонал в сфере туризма наблюдается в Москве (94%), Санкт-Петербурге (83%), Сочи (66%), Казани (45%), Екатеринбурге (27%).

Туроператоры в основном сохранили штат

Туроператор «Пакс», по словам заместителя гендиректора компании Любови Чучмаевой, сохранил свой штат, несмотря на сложности последних лет. «Никого специально не увольняли, несколько человек ушло по своим причинам, другим были предложены варианты удаленной работы, сокращенного дня. Зато сохранился костяк, сейчас нам это очень помогает, не нужно набирать людей», – сказала она.

«Мы персонал не сокращали, продержались все это время. Поэтому штат укомплектован, мы массово никого не набираем», – сказала генеральный менеджер компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная.

«У нас нет необходимости набирать персонал, потому что на наших направлениях нет взрывного роста», – заметил директор по продажам компании «Туртранс-Вояж» Роман Руденко.

Часть туроператоров все же набирает сотрудников перед летним сезоном.

«Мы стараемся повышать эффективность без увеличения штата за счет автоматизации бизнес-процессов. Но в этом году мы перед летним сезоном расширяем команду и привлекаем сезонных сотрудников, прежде всего, линейный персонал. Так как мы развиваем свою концепцию отдыха, большая потребность в аниматорах, отельных гидах. Нужны менеджеры по бронированию. Соотношение по направлениям примерно 60х40, где 60 – это выездной туризм», – рассказала руководитель по связям с общественностью туроператора Fun&Sun Ольга Иванова.

По ее словам, компания также очень активно нанимает сейчас носителей «компетенций будущего», которые умеют создавать IT-решения и понимают, как интегрировать ресурсы туроператора с системами партнеров – платежными, бронирования и т.д. «Кроме того, у нас много проектов, связанных с онлайн-продажами, маркетплейсом дополнительных сервисов и услуг, поэтому нужны эксперты, которые смогут сделать эти сервисы удобными», – добавила Иванова.

В компании «Мультитур», специализирующейся на внутреннем туризме, ищут специалистов по разработке регионального продукта.

«В отличие от выездного туризма, внутренний не только не сократился, но существенно вырос. Мы идем вширь, вглубь, осваиваем новые регионы, поэтому нам нужны дополнительные сотрудники для ускорения процесса заключения договоров, регионального сотрудничества. Нужны менеджеры, которые смогут взглянуть на традиционный продукт, по-новому его преподнести», – рассказала заместитель гендиректора Евгения Кизяк.

Турагентства активно набирают сотрудников

На агентском рынке рекрутинговая активность значительно больше, чем на туроператорском. По словам генерального директора «Сети магазинов горящих путевок» Сергея Агафонова, в туризме всегда был дефицит кадров, а с пандемией и чередой других ограничений он только усугубился. Из-за отсутствия работы, а значит и зарплаты, многие были вынуждены вообще уйти из туризма.

«Для минимизации расходов, чтобы не платить аренду, многие агентства начали работать на дому со своей клиентской базой. С одной стороны, это путь в никуда, потому что долго с клиентами без офиса не проработаешь. С другой – это помогло агентствам решить вопрос с их платежеспособностью и вообще продолжением работы на этом рынке. Думаю, сейчас те, кто продержался все это время без офиса и по-прежнему хочет развиваться как полноценное турагентство, начинают набирать персонал», – пояснил Агафонов.

С ним согласна директор компании «Правильное агентство» Юлия Гончаревская: рынок оживает, и на него возвращаются те, кто ушел во время пандемии.

«У нас стабильный рост был и в 2022 году, и в нынешнем. С увеличением продаж мы сейчас набираем персонал. Среди кандидатов немало сотрудников турфирм, закрывавшихся в этот период: люди перешли в другие профессии, поняли, что это не их занятие, и теперь возвращаются в туризм», – говорит эксперт.

Как рассказала генеральный директор «Корал Тревел Маркет» (управляет сетями Coral Travel, Sunmar и Coral Elite) Наталия Кулинцева, многим агентствам за это время приходилось оптимизировать штат, теперь же потребность в увеличении числа сотрудников возникла вновь. «Более того, растет интерес к туриндустрии, в отрасль приходят новички, которые хотят путешествовать, ищут впечатлений. То есть не только бизнес, но и сама атмосфера по-прежнему интересна для новых игроков», – полагает эксперт.

«Так и есть. Но с увеличением числа игроков нарастает и кадровый дефицит. Был период, когда турфирм было меньше, чем желающих в них работать. Сейчас вновь увеличивается число компаний, а число желающих невелико, ведь туризм за это время показал свою уязвимость. Так что кадровый голод чувствуется сейчас даже сильнее, чем прежде», – подтверждает Юлия Гончаревская.

По ее словам, среди кандидатов на вакансии есть даже бывшие владельцы маленьких турфирм, которые не рискуют снова открывать свое дело и готовы работать менеджерами. Новые работодатели заинтересованы в таких сотрудниках, так как это опытные и квалифицированные люди, которых не нужно обучать.

Турфирмы ищут сотрудников с опытом

Сергей Агафонов рассказал, что турфирмы ищут людей всеми возможными способами, но чаще всего – на самом рынке, через коллег и партнеров, то есть уже с рекомендациями и опытом.

«Можно, конечно, взять новичка и обучить его, если видно, что он толковый, вдумчивый, но это очень долгое и затратное дело. С этим было сложно и раньше, а сейчас у турфирм просто совсем нет такой возможности», – говорит эксперт.

«Учить некогда. Поэтому за последнее время очень вырос запрос на опытных сотрудников. А опыт в туризме приходит через 10-15 лет работы, не раньше. И он сегодня стоит хороших денег, потому что иногда легче дать дополнительный функционал опытному сотруднику и ему доплачивать, чем обучать нового человека. Благодаря этому зарплаты многих «старых» сотрудников заметно выросли», – подтверждает Любовь Чучмаева.

Среди самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий – тарификаторы. «В пандемию из-за отсутствиям работы их очень много ушло из нашего бизнеса, а деятельность туроператора напрямую зависит от тарификатора. Их ищут везде, еще чаще перекупают у коллег-конкурентов. Так же ищутся, «приобретаются» и дорого стоят опытные менеджеры по продажам, основа любой компании. Сейчас турфирмам нужны специалисты, которые могут быстро переориентироваться на новые направления. Сегодня ты продаешь Азию, а завтра неожиданно открывается Грузия и ты должен быть к этому готов или быстро научиться. Нужны менеджеры буквально мгновенного реагирования», – говорит Чучмаева.

Какие зарплаты предлагают в турфирмах

Судя по предложениям на Head Hunter и «Авито Работа», больше всего туристических вакансий размещено в рубрике «менеджер по продажам и бронированию», «ценообразование», а также «визовой менеджер», число которых в турфирмах подверглось самому сильному сокращению во время пандемии. Много предложений по удаленной работе. Менеджерам по продажам турфирмы предлагается стартовую зарплату от 40-50 тыс. рублей в обычных турфирмах, а в тех, что специализируются на деловом или дорогом отдыхе – от 70 тыс. Специалистам по ценообразованию предлагают от 80-90 тыс. рублей.

По данным «Авито», ставка средней зарплаты в турфирмах за последний год выросла на 9%. Рост зарплат RTN подтвердили в Fun&Sun, «Паксе». О росте говорят также в агентствах.

«Возможно, средний рост даже больше. Раньше было больше туристов, сейчас их меньше, но подорожали сами туры. В итоге зарплаты выросли, потому что вырос средний чек, с него идут менеджеру проценты. В любом случае, у нас менеджер меньше 100 тысяч не зарабатывает», – говорит Юлия Гончаревская.

По словам директора турагентства «Инфотур» Лилии Капцовой, если до пандемии, в «тучные» времена менеджерам на старте предлагали 25-30 тыс. рублей плюс проценты от продаж, то сейчас на такую зарплату никто не пойдет.

«Ситуация непредсказуемая, и неизвестно, удастся ли заработать на процентах. Мы должны обеспечить людям новый минимум», – говорит она.

Эксперты маркетинговой платформы Calltouch, банка для предпринимателей «Точка» и компании HeadHunter проанализировали более 500 тыс. компаний микро-, малого и среднего бизнеса в 20 индустриях. Оказалось, что сильнее всего оборот вырос в сфере туризма и продажи билетов. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года рост составил 75,1%, что связано с развитием внутреннего туризма и повышением средней стоимости путешествия.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно