Немецкие туроператоры призвали отказаться от термина «пакетный тур»
Сезон-2024 для турбизнеса Германии складывается успешно, но руководителей некоторых ведущих компаний беспокоит быстрое и неуклонное подорожание отдыха. Цены растут даже на тех направлениях, которые традиционно считались дешевыми. Это приводит к сокращению числа потребителей туроператорского продукта и пакетных туров.
Уже второй год в экономике Германии наблюдается стагнация. Очевидны кризисы в автомобильной и химической промышленности, большое число банкротств, устойчиво высокая инфляция и растущий уровень безработицы. Все это говорит о том, что экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Однако на туристическом рынке, если не считать банкротства одной из крупнейших компаний FTI весной этого года, дела по-прежнему идут неплохо. Как пишет немецкая fvw/Travel Talk, продажи турпакетов в 2023-2024 годах вернулись к уровню 2019-го или даже оказались выше. По словам президента Немецкой туристической ассоциации (DRV) Норберта Фибига, прогнозы для отрасли также выглядят вполне оптимистично.
Тем не менее, руководители некоторых компаний в сфере туризма испытывают серьезные опасения, когда думают о будущем. Например, по словам главы компании Schauinsland-Reisen Джеральда Касснера, во многом рост объемов у туроператоров обусловлен возросшими ценами на отели и авиабилеты, а не ростом числа туристов.
Цены на пляжный отдых стали высокими даже на традиционно недорогих направлениях, что тормозит увеличение числа туристов. Единственная ниша, где туроператоры видят прирост – круизы. Все больше семей выбирают этот продукт, потому что он позволяет оптимизировать стоимость отдыха и сэкономить.
Цены на туры растут не только в Германии, но и во всех странах Евросоюза с августа 2021 года. Годовой темп прироста превышал 10% большую часть 2022 и 2023 годов. В июле 2024 года потребительская цена пакетных путевок в ЕС была почти на 7% выше, чем в июле 2023. Цена внутренних пакетных туров выросла на 11%, а международных – на 5,7%.
Эпоха дешевых авиабилетов тоже, похоже, прошла. По данным Федерального статистического управления Германии, средняя цена международного перелета в апреле 2024 года была на 33,4% выше, чем годом ранее. Это связано с высокими ценами на топливо и энергию, ростом расходов авиакомпаний, аэропортов, компаний по техническому обслуживанию и поставщиков услуг.
По словам генерального директора Eurowings Йенса Бишофа, стоимость перелета в Германию слишком высока, что приводит к общему подорожанию. Поэтому некоторые авиакомпании даже отменяют свои рейсы из Германии. Например, Ryanair планирует отказаться от ряда рейсов в Германии из соображений экономии.
По словам Бишофа, который одновременно является президентом Немецкой авиационной ассоциации (BDL), стоимость обслуживания в аэропортах Германии сейчас в два раза выше, чем в 2019 году, и в несколько раз выше, чем где-либо в Европе.
«В то время как в Германии мы рассчитываем сборы в размере 30 евро за каждого вылетающего пассажира, в Испании взимается только 4 евро. При этом очевидно, что размеры сборов будут расти и дальше, учитывая планы ЕС ввести квоту на использование экологически чистого топлива с 2025 года, что приведет к дополнительным расходам. Это надо как-то остановить», – уверен он.
С ним согласен генеральный директор туроператора Dertour Central Europe Инго Бурместер. По его словам, такие правила никак не облегчают работу бизнеса, ведь маржа в туриндустрии очень невелика. Одно из главных преимуществ пакетного отдыха – доступная цена, сейчас туроператоры его постепенно теряют.
Второе достоинство пакетного отдыха – его безопасность, когда в случае какого-либо форс-мажора, например, банкротства туроператора, как было в случае с FTI, турист будет защищен финансово и организационно. Для этого есть Немецкий фонд страхования путешествий (DRFS), который доказал свою эффективность. Но в этой бочке, по словам экспертов, есть своя ложка дегтя. Инго Бурместер, например, считает, что расходы туроператоров в этот фонд слишком велики.
«Мы платим в фонд 1% от оборота турпакетов в качестве страхового взноса. Это делает поездки стоимостью, например, 2 тыс. евро на 20 евро дороже. И даже эта сумма оказывается сейчас чувствительной для многих наших туристов. Размер взноса надо снижать», – говорит он.
Кроме того, считает генеральный директор туроператора Dertour Central Europe, давно пора пересмотреть сам термин «пакетный тур».
«Пакетный тур – это золотой стандарт отдыха, все его достоинства очевидны. Но термин безнадежно устарел, он не популярен, а главное, не отражает суть услуги, которая гарантирует туристу, что о нем позаботятся на отдыхе», – рассуждает он.
Его мнение разделяет член правления DRV, член исполнительного комитета TUI Group Томас Эллербек: «Этот термин не привлекателен, его надо менять».
Светлана Ставцева