Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Комитет РСТ проанализировал рынок приключенческих туров

05:54, 13 декабря 2022

Число россиян, которые приобретали в 2022 году активные туры по России у туроператоров, выросло в среднем на 30% по сравнению с 2021 годом, показал опрос профильных компаний, проведенный комитетом РСТ по приключенческому туризму. Об этом рассказал руководитель комитета, генеральный директор компании Russia Discovery Вадим Мамонтов на пленарной сессии прошедшего вчера XIX съезда РСТ.

«Мы хотели выяснить, как прошел год для рынка активных туров, какова динамика продаж на различных направлениях, какие наблюдались тренды в течение года», – рассказал г-н Мамонтов. Он отметил, что основными драйверами роста турпотока в этом сегменте стал туристический кэшбэк, плоские тарифы авиакомпаний для полетов на Дальний Восток, а также программа «Больше, чем путешествие», в рамках которой по России стала активно путешествовать молодежь.

Опрос показал, что в различных регионах России продажи активных туров шли с разной динамикой, но практически все компании отмечают рост спроса в среднем не менее, чем на 30%. На некоторых территориях этот показатель значительно больше, например, на Сахалине и Курилах он достигает 100%. Выросли также потоки туристов на Кольский полуостров, Северный Кавказ, Чукотку, Новую Землю, в Красноярский край, Туву, Хакасию, на летний Байкал, в Карелию, Архангельскую и Тверскую области.

В то же время снизилась популярность зимних туров на Байкал, есть падение по Камчатке, Алтаю. А специализирующийся на турах по Шантарским островам в Охотском море туроператор «Дальневосточные путешествие» сам принял решение снизить количество обслуживаемых туристов, чтобы не нанести ущерба природе.


Опрос показал, что средний чек на активный тур вырос у туроператоров в среднем на 10-30%. Также удалось выделить несколько больших трендов в приключенческом туризме. В первую очередь, это сокращение глубины бронирования на 10-50%, которое отмечают все компании. «Правда, к концу года наметилась тенденция восстановления этого параметра, уже сейчас туристы оставляют заявки на следующее лето, и мы надеемся вернуться к прежней глубине», – подчеркнул г-н Мамонтов.

Вторым важным трендом, по его словам, стало повышение запроса на безопасность. Как рассказал эксперт, у туристов есть страх невозврата, невылета, каких-то изменений, и они просят дополнительных гарантий, а также возможности сдвинуть платеж по поездке на более поздний срок. Еще один тренд – запрос на восстановление сил, перезагрузку, ретриты. Как следствие – более частые, но короткие поездки на выходные, чтобы снизить эмоциональный накал. Также растет запрос на комфорт, умеренные физические нагрузки. Среди потребителей все больше туристов, не приспособленных к сложным походным условиям, не имеющих хорошей физической формы, но ожидающих от туроператоров высокого уровня сервиса.

В частности, на курорте «Роза Хутор» в этом году заметили рост интереса россиян к пешим прогулкам по горам, а открывшийся в июле на высоте 1900 метров над уровнем моря кемпинг «Нахазо», куда туристам предлагают пешие походы, быстро завоевал популярность.

Еще одним трендом в комитете РСТ считают рост популярности авторских путешествий, персонального подхода, создание новых интересных маршрутов. Правда, по словам Вадима Мамонтова, пока не ясно, как организаторы таких туров будут работать в условиях усиливающегося государственного регулирования активного туризма.

Операторы приключенческих туров заметили также рост популярности экспедиционных морских круизов на Дальнем Востоке, их активно предлагали Russia Discovery и Vasta Expeditions. Как напомнил г-н Мамонтов, после 24 февраля на таких маршрутах не стало иностранных туристов.

«С одной стороны это освободило нишу для внутренних игроков, с другой – отрезало нас от иностранного рынка. Многие круизы оказались недозаполненными. Сейчас основные возможности по загрузке этого сегмента принадлежит нашим туроператорам и туристам. Кроме того, стремительно растет спрос на яхтенные туры. В частности, много подобных продуктов предлагал оператор «Сила ветра». Уверен, что этот тренд будет сохраняться, тем более, что все больше регионов становятся доступны для этого вида туризма», – отметил Вадим Мамонтов.

Рисками для активного туризма в 2023 году туроператоры называют продолжение специальной военной операции, так как это напрямую влияет на емкость рынка потребителей активных туров. Второй фактор, влияющий на продажи – падение уровня доходов населения, снижение его платежеспособности.

«Некоторые коллеги отметили рост числа проверок, давления на бизнес, новое регулирование туризма, включающее введение реестра турагентств и электронной путевки. Еще одна проблема – сложности с приобретением запчастей для техники, которая используется в активном туризме – снегоходов, джипов, моторов для плавсредств», – подчеркнул эксперт.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно