Автобусы с туристами не создадут помех общественному транспорту
Неоднократные инициативы транспортников относительно разрешения туристическим автобусам использовать на дорогах выделенную полосу пока не увенчались успехом. В очередной раз Минтранс отказал, дав официальное разъяснение по запросу главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова.
Сенатор предложил ввести нормативное понятие «туристический автобус» и организовать движение таких транспортных средств по выделенной полосе. В министерстве полагают, что туристические автобусы не будут распознаваться системой автоматической фиксации нарушений ПДД, так как не внесены в соответствующие реестры, к тому же их допуск к «выделенке» может привести к злоупотреблениям со стороны перевозчиков, затруднив передвижение общественного транспорта.
По мнению директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, инициатива имеет право на жизнь: «Отношение к полосам для движения маршрутных транспортных средств в России существенно отличается от зарубежного опыта. В других странах распространена практика организации и выделения полос для движения транспортных средств, когда в салоне четыре и более человек. Но в российских городах выделенных полос крайне мало и они находятся под пристальным вниманием надзорных органов. Если бы сеть выделенных полос была более разветвленной, отношение к ней существенно изменилось бы. И можно было бы рассматривать возможность движения по «выделенке» и туристических автобусов».
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников уточнил для RATA-news, что в конце 2018 года федеральным законом была установлена норма, согласно которой города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – вправе сами утверждать перечень автобусов категорий М2 и М3, которые допускаются к движению по выделенным полосам. «До сих пор власти Москвы, да и других городов, насколько мне известно, этим правом не воспользовались, значит, не видят в этом необходимости. Мы не раз поднимали этот вопрос в Москве, к примеру, перед чемпионатом мира по футболу, аргументировав тем, что иностранные туристы смогут добираться из «Шереметьево» в столицу не за 2,5 часа по пробкам, а за 40 минут», – сообщил он. В Минтрансе до сих пор считают, что туристические автобусы помешают движению городского транспорта. Однако, как подчеркнул г-н Свешников, в Москве ежедневно выходят на маршруты порядка 10 тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев, и вряд ли 700 экскурсионных автобусов – и это в разгар сезона – создадут им проблемы.
Генеральный директор компании «Автомиллениум» Григорий Аксенов также заметил, что транспортные компании через Общественную палату не раз обращались в департамент транспорта Москвы с просьбой разрешить туристическим автобусам движение по выделенным полосам, чтобы быстрее подъезжать к месту посадки и высадки организованных туристов. «В центре города очень сложно припарковаться. Как правило, высадив группу, автобусы едут в места отстоя, например, от храма Христа Спасителя на набережную в районе Лужников. Когда туристы заканчивают осмотр, автобус должен их быстро забрать. Но обычно ожидание растягивается на 15-20 минут, и люди, конечно, недовольны», – пояснил он. Среди других доводов в пользу «выделенки» для туртранспорта он назвал осмотр достопримечательностей во время обзорной экскурсии. Когда автобус движется по второй и третьей полосе, у него не всегда есть возможность снизить скорость, а на полосе общественного транспорта это сделать проще.
«Осенью прошлого года и в марте этого мы приглашали на заседания Общественной палаты представителей департамента транспорта Москвы, и оба раза они не приходили. Мэрия пока не повернулась лицом к перевозчикам. Конечно, город сделал большие шаги в плане наведения порядка с нелегальными автобусными перевозками в столице, да и в целом для развития туризма. А вот туристические перевозки не развиваются. Но мы ведем плановую работу, нас активно поддерживает турсообщество. Будем совместно искать пути решения», – сказал Григорий Аксенов.
Наталья Панферова, RATA-news