Туризм может остаться не только без самолетов, но и без автобусов
С 1 марта 2022 года введен повышенный штраф за отсутствие техосмотра у автобусов. Новые правила технического осмотра транспортных средств – с видеофиксацией и под контролем ГИБДД – действуют с 1 марта 2021 года. Но как рассказал RATA-news коммерческий директор московской компании «Евробус» Владимир Рабинков, руководитель рабочей группы РСТ по автобусным перевозкам Владимир Рабинков, в нынешних условиях техосмотр – мероприятие дорогостоящее и, главное, не всегда и не во всех городах выполнимое. И значительная часть туристических автобусов надолго встанет на прикол.
В конце января 2022 года в правительство и администрацию президента было направлено письмо с просьбой решить проблему техосмотров. Транспортники просят продлить на шесть месяцев срок действия диагностических карт, подтверждающих соответствие автобусов требованиям безопасности. Есть и другие вопросы – от перехода на проведение техосмотра один раз в год, а не в полгода, до определения объективных критериев трещин и сколов на лобовом стекле, при которых допускается эксплуатация транспортных средств.
«Минтранс и Минэкономразвития ответили, что информацию получили, но ответственным министерством по вопросам безопасности движения выступает МВД. Видимо, в ближайшие дни ведомство будет рассматривать этот вопрос. От их решения зависит будущее туристических перевозок. Тем более что в связи с событиями на Украине возникла еще и проблема вывоза туристов из южных регионов. А из-за санкций полностью исчезла возможность замены лобовых стекол, они в России вообще не производятся», – рассказал г-н Рабинков.
Как говорится в обращении, в феврале 2021 года было принято постановление №275, согласно которому срок действия диагностических карт был продлен до 1 октября 2021 года. Это очень помогло предприятиям пассажирского транспорта в период пандемии. Но и сейчас пандемия никуда не ушла, бизнес продолжает нести потери, поэтому действие постановления необходимо продлить и на следующий срок.
К тому же сама система техосмотра находится в состоянии турбулентности в связи с недавно принятым федеральным законом от 30.12.2021 № 494-ФЗ. Некоторые станции техосмотра формально существуют, но посетителей не принимают, а во многих городах, даже с населением свыше 100 тыс. человек, нет ни одной станции техосмотра, которая работает с большими автобусами.
При этом дорожная статистика свидетельствует, что безопасность движения зависит не от условий техосмотра, а, прежде всего, от квалификация водителей и технических специалистов транспортных компаний. Каждый автобус перед выездом на линию ежедневно, а не раз в полгода, проходит контроль технического состояния, его проводит и сам водитель, и выпускающий механик. «Эти специалисты знают состояние и «болячки» своей машины гораздо лучше операторов техосмотра и контролирующих инспекторов ГИБДД. Они ставят подписи в путевом листе и несут персональную ответственность за исправность автобуса. Наличие техосмотра абсолютно не гарантирует, что автобус действительно исправен», – сказано в письме.
По словам г-на Рабинкова, необходимость периодического проведения техосмотра у коммерческого транспорта сомнений у бизнеса не вызывает. «Вопрос в том, как часто его следует проводить и какие требования предъявлять, учитывая реальное положение дел в автобусном хозяйстве. А оно почти у всех бедственное с финансовой точки зрения», – говорит он.
В письме также сказано, что до введения новых правил техосмотр обходился в 2-3 тыс. рублей, а теперь – 30-50 тыс., причем госпошлина – это меньшая из затрат. Главное, что компаниям нужно снимать автобус с графика работы, заменять его другим, оплачивать работу водителя, топливо, гнать автобус зачастую за десятки километров, в другой город. Как правило, с первого раза техосмотр пройти невозможно – «чтобы не возникло подозрений в коррупции или в том, что контроль проводится недостаточно тщательно».
Транспортники предлагают рассмотреть возможность проведения техосмотра один раз в год. Действующая «полугодовая», установлена в советские времена и давно устарела.
Из конкретных требований по состоянию автобуса транспортников особенно волнует одно и касается трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей со стороны водителя. Даже если трещинка всего несколько сантиметров и никак не влияет на обзор и безопасность, техосмотр формально пройти нельзя. Цена лобового стекла для больших туристических автобусов – от 100 до 200 тысяч рублей, а в России многие их виды не производят. Ждать поставки из-за рубежа можно месяцами, особенно при нынешнем разрыве логистических цепочек и нестабильном курсе валют.
В итоге из-за небольшой трещины приходится надолго снимать автобус с работы, притом что не менее половины таких машин имеют трещины на лобовых стеклах.
По словам Владимира Рабинкова, этот вопрос требует разумного урегулирования, и турбизнес вместе с транспортниками готов участвовать в разработке этих критериев.
Светлана Ставцева, RATA-news