Минэкономразвития избавило положение о лицензировании заказных перевозок от самых абсурдных требований
С 1 марта вступил в силу закон об обязательных лицензиях для заказных автобусных перевозок, в том числе туристических. 27 февраля опубликовано постановление правительства о порядке лицензирования.
Согласно документу, в течение 120 дней, начиная с 1 марта, перевозчики должны оформить лицензии. Если это не будет сделано, по истечении переходного периода должностным лицам грозит штраф до 50 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям – до 100 тыс., а юридическим лицам – до 400 тыс. рублей. При повторном нарушении к ним добавится конфискация транспортного средства.
Как пояснил RATA-news руководитель комиссии по автобусным перевозкам Российского союза туриндустрии (РСТ) Владимир Рабинков, благодаря активному вмешательству Минэкономразвития, принятый вариант постановления на порядок лучше, чем изначально подготовленный Минтрансом и даже откорректированный позднее в ходе публичных обсуждений. «В тех вариантах было немало требований, заведомо невыполнимых или выполнимых с большими финансовыми потерями для большинства перевозчиков. Слишком много обязательств и никакой экономики. Минэкономразвития указало Минтрансу, что его проект вынуждает отрасль нести необоснованно высокие затраты на оборудование, процедуру категорирования транспорта по обеспечению безопасности», – пояснил эксперт.
По оценке ведомства, только на выполнение требования категорирования перевозчики, обновляющие подвижной состав, за пять лет должны будут потратить 6 млрд рублей. В целом по отрасли для действующих лицензиатов в части автомобильных перевозок получение новых лицензий повлечет дополнительные затраты в 213,8 млн. рублей. Ведомство также отметило дублирование требований положения с другими подзаконными актами.
Законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок Госдума приняла в октябре прошлого года. Это должно упорядочить перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для более восьми человек, на случаи ее осуществления по заказам или для обеспечения собственных нужд. До 1 марта 2019 года предпринимательская деятельность, связанная с перевозками пассажиров по заказу, носила уведомительный характер. В частности, туроператоры по детскому отдыху, предлагающие автобусные экскурсии или организующие перевозку групп детей, обязаны заблаговременно уведомить ГИБДД о дате поездки.
Комиссия по автобусным перевозкам РСТ неоднократно обращалась в Минтранс, Минэкономразвития, Общественную палату, объясняя, что требования нового положения о порядке лицензировании многие транспортные компании, занимающиеся перевозкой туристов, выполнить просто не смогут. «Огромное спасибо Минэкономразвития, которое учло многие наши замечания. Все, что готовил Минтранс последние шесть лет, приводило только к ухудшению ситуации с перевозкой. И вот эта тенденция остановлена, есть повод для оптимизма», – сказал Владимир Рабинков.
В частности, убрана привязка получения лицензии к так называемому категорированию. Необходимость «категорирования», или оценки уязвимости и разработки плана мероприятий по предотвращению актов незаконного вмешательства, появилась несколько лет назад после теракта в Волгограде. Само присвоение категории бесплатное, но процедура тянется несколько месяцев. Это не позволяет подать уведомление о начале деятельности, получить лицензию, соответственно, ведет к простою автобуса и убыткам. «А сейчас купил автобус – и иди заявляйся на лицензию. Это тоже требует денег и времени, но хотя бы автобус не простаивает, работает», – уточнил Владимир Рабинков.
Убран также абсурдный перечень требований к парковке, на которой будет находиться автобус – вплоть до предоставления выписки ЕГРН, договора владельцев на аренду территории и даже соответствия парковки требованиям Минтранса, которых, по словам г-на Рабинкова, просто нет в природе. А без предоставления этих документов перевозчик, согласно первоначальному проекту Минтранса, рисковал не получить лицензию. Теперь достаточно просто указать место, где будет стоять автобус.
Владимир Рабинков по-прежнему уверен, что сам факт лицензирования не сможет улучшить ситуацию с безопасностью перевозок, но из двух зол выбирают меньшее – хотя бы убраны искусственные барьеры для получения лицензий. Правда, нет никакой ясности, успеют ли все компании это сделать за отведенные четыре месяца.
В пояснительной записке Минтранса нет даже примерных оценок, сколько ожидается лицензиатов и скольким чиновникам надо работать не покладая рук, чтобы всех обслужить. «Если перед 1 июля большая часть не успеет пройти процедуру, срок введения лицензирования придется переносить. Иначе будет сорван туристический сезон, перевозка детей в летние лагеря, а с 1 сентября доставка детей в школу в сельской местности», – пояснил эксперт.
Светлана Ставцева, RATA-news