Как Россия лишила Беларусь статуса транзитной страны
С недавних пор Россия разрешает въезд иностранцев только через свои международные пункты пропуска. Принимающие туроператоры столкнулись с этой проблемой в начале сентября, когда российские пограничники на пропускном пункте «Красная горка» отправили группу туристов из Австрии на другой КПП – в объезд за 500 км. Совещание с участием представителей МИД РФ, Пограничной службы ФСБ, Минтранса и турбизнеса, которое прошло в министерстве культуры в начале октября, особой ясности не внесло, хоть и дало туроператорам некоторую надежду.
Как реагирует на происходящее белорусская сторона и как это укладывается в рамки договоренностей о Союзном государстве? Собственное расследование провел портал DW.
Иностранные гости, которые прибывают в Россию транзитом через Беларусь, минуя международные пункты пропуска, отныне считаются нарушителями. Из транзитного пути для иностранцев исключен пункт пропуска «Красная горка» (официальное название «Красное») в Смоленской области на выезде из Беларуси. DW попыталась выяснить, какими нормативными документами руководствуются российские пограничники, насколько эти ограничения соответствует соглашениям с Беларусью в рамках Союзного государства, и как белорусская сторона реагирует на то, что Россия фактически лишила ее статуса транзитной страны.
Ко времени выхода материала DW не получила от пресс-службы ФСБ России пояснений, какими законодательными актами руководствуется российская погранслужба, ограничивая транзит иностранцев через Беларусь. Ответа удалось добиться в пограничном управлении ФСБ России по Смоленской области. Там сообщили, что действует закон о государственной границе РФ, в соответствии с которым въезд иностранцев на территорию России возможен только через международные пункты пропуска.
В белорусских турфирмах уверены, что это коснется только тех операторов, которые перевозят туристов в российские города. «У них точно возникнут проблемы, если турпоток пойдет в обход Беларуси», – рассказала DW представитель компании международных автобусных перевозок Ecolines.
Пока официальной информацией об ограничениях на транзит через Беларусь не располагают ни в министерстве спорта и туризма Беларуси, ни в министерстве транспорта. О введенном российской стороной запрете в этих учреждениях узнали только из публикаций.
Пресс-служба государственного пограничного комитета Беларуси сообщила DW, что не уполномочена комментировать действия пограничников Российской Федерации: «На российском направлении белорусских пограничников нет. Мы осуществляем пограничный контроль на границах с Украиной, Польшей, Латвией, Литвой, а также в международном аэропорту Минска при прибытии рейсов из-за рубежа».
«Пока речь идет только о рекомендациях российской стороны российским туристическим компаниям, информации об изменении законодательства РФ у меня нет», – заявил DW пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик. По его словам, граждане иностранных государств пересекают границу Беларуси в международных пунктах пропуска, в числе которых и национальный аэропорт «Минск».
Опрошенные DW политологи считают, что между Москвой и Минском зреет новый конфликт – пограничный, который обе стороны предпочитают не афишировать. Аналитик варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition (EAST-Center) Андрей Елисеев уверен, что в истории с ограничением белорусского транзита Россия нарушает двусторонние соглашения об использовании единой миграционной карты, которую иностранцы обязаны заполнять на внешней границе Союзного государства.
Согласно этим договоренностям, неважно, въезжают посетители через Россию или через Беларусь, они в любом случае могут следовать в другую страну без ограничений, пояснил г-н Елисеев. Он напомнил, что первые случаи ограничения транзита через Беларусь стали известны в 2014 году после начала российско-украинского конфликта.
То, что сейчас происходит – это нонсенс, уверен Андрей Елисеев: «Получается, что все предыдущие годы гости из-за рубежа незаконно въезжали в Россию, а российские госорганы закрывали на это глаза». По мнению эксперта, под вопрос ставится также целый ряд других документов о едином миграционном и таможенном пространстве между Россией и Беларусью.
Руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрей Поротников расценил перенос контроля на российские международные пункты пропуска как «одностороннюю волевую денонсацию Москвой договора от 21 февраля 1995 года между РБ и РФ о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Беларусь».
Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич предлагает рассматривать решение россиян ограничить белорусский транзит в контексте конфликта Кремля с Украиной и Западом. «Тут уже не до Союзного государства и не до союзных отношений – работает та же логика, что и запрет на поставки продукции из ЕС, – говорит г-н Карбалевич. – Россия вошла в раж, чтобы наказать украинцев и Евросоюз, хотя это нарушает правила Таможенного союза, в котором находится и Беларусь.
С тем, что события развиваются в рамках конфронтации России с Брюсселем и Киевом, согласен и Андрей Поротников. Он убежден, что «если ограничение белорусского транзита не будет отыграно назад, значит, Россия серьезно готовится к возврату отдельных рецидивов железного занавеса». Но даже если Москва не имеет прямого желания насолить Минску, ее недоверие к белорусским властям, в том числе и в пограничном вопросе, совершенно очевидно. Следующим шагом вполне может стать ликвидация так называемого Союзного государства Беларуси и России, заключает г-н Поротников.