На российско-белорусской границе могут появиться временные пункты пропуска для граждан третьих стран
Об этом заявил в Минске глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом он впервые озвучил российскую позицию в отношении проблемы, с которой в сентябре неожиданно столкнулся, в частности, российский турбизнес: пересечение внутренней границы Союзного государства иностранцами Москва считает невозможным.
Основной акцент на прошедших переговорах был сделан на реализации положений совместного заявления президентов России и Белоруссии от 15 декабря 2015 года. На той встрече Владимир Путин и Александр Лукашенко говорили о развитии торгово-экономических связей и интеграционных отношений, а также об «обеспечении безопасности и стабильности на внешних рубежах Союзного государства». Сегодня, судя по всему, у Москвы беспокойство вызывают не только внешние рубежи, но и внутренняя граница – именно так, согласно терминологии Союзного государства, называется участок госграницы между РФ и Белоруссией.
Уже в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1995 года говорилось об «открытости» российско-белорусской границы. Тогда же Москва и Минск договорились осуществлять пограничный контроль на внешних границах «с третьими государствами». Для граждан России и Белоруссии предполагалось обеспечить безвизовый въезд, выезд и пребывание на территориях друг друга, а для граждан третьих стран – согласовать «режим въезда, выезда и пребывания на территориях договаривающихся сторон».
Если первая часть договоренности – в отношении россиян и белорусов – со временем дополнилась необходимым для ее выполнения законодательством, то вторая – в отношении иностранцев – так и осталась не до конца урегулированной. В итоге иностранцев вначале пускали через российско-белорусскую границу, а затем перестали.
22 ноября Сергей Лавров и его коллега Владимир Макей провели в Минске совместное заседание коллегий МИДов России и Белоруссии. На нем прозвучали весьма резкие комментарии министров по ужесточению с российской стороны контроля на российско-белорусской границе. Жертвами усиленных Россией в последние месяцы мер безопасности стали в том числе туристы, а также постоянно живущие в Белоруссии иностранцы, которые раньше могли свободно въезжать в Россию. С осени этого года российские службы стали особенно тщательно придерживаться буквы закона и перестали пускать их через границу, отправляя в объезд через международные пункты пропуска (например, на границу с Украиной или Латвией).
«Действующей визы в соответствии с нашим законодательством еще недостаточно, чтобы попасть в Россию,– отметил Сергей Лавров.– По нашему закону сделать это можно при наличии визы и через международный пункт пропуска. А у нас исторически так сложилось, что между Россией и Белоруссией таких пунктов нет и границы самой как не было, так и нет».
Действительно, на границе России, например, с Финляндией протяженностью 1272 км – 31 пункт пропуска, с КНДР (17 км) – один пункт пропуска, а на 1239-километровой границе с Белоруссией – ни одного.
Однако белорусский министр парировал: «Но до этого 20 лет существовал установившийся режим между нашими странами – и мы могли бы не предпринимать каких-то резких действий, чтобы сразу не создавать проблемы для граждан третьих стран на нашей границе, а договориться, как постепенно разрешить эту ситуацию».
Кардинальных решений у проблемы два. Одно, как во вторник пошутил Сергей Лавров,– это присоединение других стран к Союзному государству (в этом случае их граждане также смогут свободно пересекать внутренние границы), другое – создание единого визового пространства. Но переговорный процесс по этому вопросу продвигается медленно. «Сейчас обсуждается проект соглашения о взаимном признании виз», – сообщил Сергей Лавров.
Как рассказали «Коммерсанту» в «Аэрофлоте», основном российском авиаперевозчике на маршруте Москва – Минск, авиакомпания на протяжении нескольких лет обращалась в МИД России с просьбой решить вопрос о взаимном признании виз. Без этого проблемы возникали и у транзитных пассажиров, следовавших из России в Минск, а с 1 ноября – также у тех, кто летит транзитом через Россию из Минска. Так, гражданам стран, у которых с Россией существуют визовые отношения, для трансфера с международного на внутренний рейс необходимо иметь, в дополнение к белорусской въездной, транзитную российскую визу – хотя на других транзитных направлениях у пассажиров есть право на 24-часовой безвизовый транзит. В 2016 году в Москву прибыли 74 иностранца, следовавших транзитом в Минск, но не имевших действительной для въезда в РФ визы. Каждый такой случай рассматривался пограничной службой ФСБ России как административное правонарушение, а авиакомпании выставлялся штраф за доставку нарушителей.
Собеседник в авиакомпании добавил, что сотрудникам представительства «Аэрофлота» в Минске сейчас «приходится разъяснять иностранцам, не соответствующим этим требованиям, особенности законодательства». В «Аэрофлоте» считают, что своевременный отказ в перевозке в аэропорту Минска таким транзитным пассажирам «позволяет сохранить им свое время и деньги», поскольку те в любом случае не смогут пройти пограничный контроль в Москве. А авиакомпания сможет избежать задержек стыковочных рейсов из-за поиска и снятия с рейса багажа транзитных пассажиров, которых задержали на погранконтроле. В белорусской «Белавиа» сообщили, что не располагают информацией об ужесточении условий транзита пассажиров.
По информации «Коммерсанта», проект межправсоглашения о взаимном признании виз был подготовлен еще в декабре прошлого года, однако межведомственное согласование пока не завершено.
«Межправсоглашение – это только элемент, хотя и ключевой, для создания безвизового пространства», – говорит госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он напомнил, что для россиян и белорусов уже существует безвизовое пространство, но «втянуть в него граждан третьих стран» можно только с учетом уже существующих визовых и безвизовых режимов у РФ и Белоруссии с другими государствами. «Нам надо совместить эти два процесса, при этом стоит несколько технологических задач: в том числе налаживание обмена информацией между соответствующими ведомствами, а также нахождение формы визы, которая была бы признана другими государствами», – пояснил г-н Рапота.
«Нельзя отрицать нарастание террористической угрозы, но если мы с Белоруссией выработаем единую визовую политику и у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать визы, а кому нет, то эта проблема сама по себе отпадет», – резюмировал в Минске Сергей Лавров. А пока он призвал «вырабатывать какие-то временные меры – может быть, открыть для иностранцев, которые пересекают границу, временные пункты пропуска».
По информации «Коммерсанта», один из пунктов пропуска может быть открыт на трассе М1/Е30 Минск – Смоленск – Москва. Кроме того, как сообщил источник, знакомый с ходом переговоров, ранее МИД уже направил в правительство РФ предложения о введении пограничного контроля для граждан третьих стран и лиц без гражданства, следующих в Россию из Белоруссии воздушным транспортом.
Отвечая на вопрос, могут ли в аэропортах и на трассе М1 быть организованы пункты контроля, Григорий Рапота подтвердил, что «теоретически это возможно». «Но как это будет сделано – предмет работы межправительственной группы», – уточнил он. При этом российские эксперты настаивают на том, что о полном возобновлении контроля речь не идет и гражданам РФ и Белоруссии будет сохранена возможность прохода без контроля.