Загрузка отелей в Петербурге не превышает 20-30%
В Санкт-Петербурге после ухода Booking.com настроение у отельеров совсем не такое оптимистичное, как у коллег из других городов. Загрузка гостиниц колеблется от 20% до 30% против 52% в прошлом году, говорит владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы: «Обычно, когда идет череда выходных, загрузки составляют до 100%. В этом году в мартовские выходные загрузка была 46%».
Нет понимания и по бронированиям на весенние школьные каникулы и майские праздники. Даже на период легендарных белых ночей, которые ежегодно наводняли город туристами, брони можно пересчитать по пальцам.
«За свой 27-летний отельный опыт я никогда не видел такого короткого плеча бронирования – оно составляет 1–2, максимум 3 дня. Когда плечо бронирования составляло неделю, мы считали, что это очень коротко, это низкий сезон и вообще безобразие», – говорит генеральный директор отеля «Введенский» Андрей Ткачев.
По сути, сейчас гостиничный бизнес держится лишь на бизнес-поездках командированных в Петербург. В этих условиях уход с российского рынка Booking.com многие отельеры сравнивают с ударом под дых. Те гостиницы, которые существовали на «букинговской игле» и не вкладывались в развитие собственных рекламы и соцсетей, сейчас паникуют. «У них нет ни менеджеров, ни маркетологов, ни специалистов по рекламе. Они пытаются освоить эти знания или привлечь кого-то со стороны, но на это нет денег», – говорит Андрей Ткачев.
Альтернатива иностранному агрегатору на российском рынке есть: масштабную экспансию начинают «Островок» (основан в 2010 году), «Яндекс.Путешествия» (запустили в 2015 году), «Броневик» (основан в 2008 году). Но они, по словам игроков гостиничного бизнеса, не справляются с нагрузкой. Недавно о выходе на рынок бронирования заявили РЖД. Однако база у российского госмонополиста не слишком широка. К примеру, в Петербурге он видит лишь 140 мест размещения – это и отели, и хостелы. А в Выборге и окрестностях – всего восемь.
«Booking – это огромная компания с представительствами и персоналом в каждом крупном городе, в каждом регионе. Это группа поддержки, в первую очередь клиентской. Сложности возникают регулярно, не только у гостя, но и у отеля. Менеджеры нивелировали разногласия между потребителем услуги и отелем. У российских OTA открылись большие перспективы. Скорее всего, они смогут это сделать, и продукт получится неплохой, но уйдет на это не менее полугода. У нас нет столько времени, мы можем только грустно смотреть на происходящее и переходить на прямое бронирование», – говорит Андрей Ткачев.
Гостиницы среднего сегмента затягивают потуже пояса. И готовятся к любому развитию сценария. Да, про уход из гостинично-туристической отрасли вслух не говорят. Но многие понимают, что такой исход вполне возможен.
«Сезон мы как-то проживем. А далее начнутся инфляция, безработица, и к следующему году туристы нашего класса не смогут позволить себе путешествия. Свою устойчивость я оценю на троечку по пятибалльной шкале. Сейчас мы нацелены на сохранение бизнеса. Еще какое-нибудь повышение цен или стоимости коммунальных услуг, и наша устойчивость пошатнется», – сказала «Фонтанке.ру» Ольга Киселева, генеральный директор гостиницы «Адмиралтейская».
Отельеры рассчитывают на активное развитие внутреннего туризма, как в чистом виде импортозамещение международных направлений. «Петербург – это прекрасное культурно-познавательное направление, практически единственное такое сильное в России. К лету осторожно ожидаем резкий спрос, потому что людям ехать некуда», – говорит Юнис Теймурханлы.
Как бы ни было отельерам больно, но поднимать цены на услуги в ближайшие три месяца они не планируют. По словам г-на Теймурханлы, сейчас они держатся на уровне 2021 года: «Услуги – не товар первой необходимости, как правило, идут вторым эшелоном или даже третьим в подорожании. Летом если и поднимутся цены, то процентов на 15-20».