Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Татьяна Ванд: «Для меня в пандемию было самым важным сохранить сотрудников»

08:02, 24 февраля 2022

«Ванд», один из старейших российских туроператоров, в следующем году отметит 30-летие. Генеральный директор компании Татьяна Ванд в интервью RATA-news рассказала, что было для нее главным во время пандемии, что сегодня предлагает туроператор агентствам и туристам и какие спорные моменты во взаимоотношениях с участниками рынка нужно обязательно учесть в новой редакции закона о туризме.


- Татьяна, как ваша компания пережила пандемию?

- Пережила плохо: сокращение турпотока на 70%, упадническое настроение, неопределенные и оттого спорные вопросы с неулетевшими туристами, с авиакомпаниями, с партнерами за рубежом. Плюс несовершенство российского законодательства в области туризма: я считаю пандемию форс-мажором, а этот термин вскоре после цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году был вычеркнут из отраслевого закона. Тем не менее – и к счастью – у нас много надежных партнеров в России, турагентств, которые с нами давно сотрудничают и продолжают работать. Конечно, объемы уже не те. Мы существенно сократили рекламную кампанию за эти два года, и, возможно, создается впечатление, что «Ванд» не работает. Но мы есть! И с тем же составом профессиональных менеджеров, и, что важно для меня как директора, работаем с высоким энтузиазмом! Знаю, что некоторые туроператоры в начале пандемии сократили штат на 80% и сейчас набирают новых сотрудников. Наверное, экономически это оправдано, но мне было крайне важно сохранить свой опытный персонал.

- Что вы предлагаете сейчас?

- Всех приглашаю зайти на сайт www.vand.ru, а если кто-то из турагентств вдруг о нас не слышал, попробовать с нами работать. Сейчас уже открыты для российских туристов 56 стран и туры стоят на сайте! Наши принципы не изменились: качество, надежность, приемлемые цены. И далеко не у всех есть столько стран с экскурсионными турами, включая эксклюзив, плюс богатый опыт менеджеров. Пользуясь случаем, приглашаю агентов в рекламные туры: Колумбия, Перу, Монголия, Иран, Болгария, на подходе еще Греция, Шри Ланка, Узбекистан, Турция экскурсионная, Израиль, Марокко, ЮАР. В пандемию «поднялась» Россия, и у нас появились новые экскурсионные маршруты: весь Кавказ, Калмыкия, Хакасия, Удмуртия, Русский Север, вся Волга и др. «Ванд» занимается экскурсионной Россией 30 лет, считаю, что это святое – надо знать свою страну, историю, своих героев.

- Турпакет, включающий перелет чартерным рейсом в российские регионы, получается дешевле за счет субсидии Ростуризма. Насколько ощутима разница между вашими предложениями по индивидуальным турам и чартерными программами?

- Дороже в среднем на 30%. Но ведь у нас и нет туров, жестко регламентированных по датам, отелям, экскурсиям и в строго ограниченный сезон. Хотя я считаю идею организации чартерных рейсов в российские регионы по приемлемым ценам очень правильной. Каждый уголок нашей страны интересен! Другой вопрос, что на сегодня чартерные турпакеты, как мне кажется, это скорее продвижение внутреннего туризма, формирование интереса к стране, чем реальный прибыльный бизнеса. Но с чего-то надо начинать.

- Проект нового закона о туризме предполагает полное изменение системы финансовых гарантий туроператоров. И, в частности, создание фонда коллективной ответственности, в который компании будут платить за каждого туриста. Что вы думаете об этой идее и о том, что фонд будет действовать для туроператоров не только по выездному, но и внутреннему туризму?

- Исходя из международного опыта, взносы с каждой путевки – это разумно. Но они должны быть возвратными в случае благополучного ухода туроператора с рынка. Сегодня многие страховые компании избегают сотрудничества с турбизнесом, поэтому нужен новый механизм, который должен устроить всех участников – туриста, турагента, туроператора, авиакомпании, трансферные компании, гостиницы, а также и государство. Внутренний туризм нельзя исключать, так как во время путешествий по России также могут возникнуть чрезвычайные ситуации – эпидемии, землетрясения, погодные условия, решения местных властей и т.д.

На мой взгляд, надо обязательно вернуть в закон понятие форс-мажора и правила возврата средств, а именно – возврат по фактическим убыткам, подтвержденный документально, или предоставление тех же услуг после прекращения форс-мажора. Напомню, что форс-мажор означает обстоятельства непреодолимой силы, чем и является пандемия. Но в законе такого термина нет, отсюда и все разногласия между туристом, турагентством и туроператором. Благодарю Ростуризм и РСТ за то, что хотя бы удалось убедить правительство в необходимости отсрочки возврата средств по закрытым странам. В общем, фонд не решит проблему без введения в закон понятия форс-мажора.

Есть и другие вопросы, которые не затронуты в законопроекте. Например, если турист купил тур, но он не состоялся из-за пандемии, почему клиенту нужно вернуть все деньги? Турагенты и туроператоры проделали всю работу по организации поездки и не виноваты в ее отмене. Почему мы должны работать бесплатно? Меня поразило, когда представитель одной из юридических контор, специализирующихся на туризме, недавно заявил, что туроператор при отмене поездки из-за пандемии должен вернуть туристу все деньги, включая турагентскую комиссию, которую туроператор не получал. Я понимаю, что задача трэвел-юристов – выиграть суд и заработать самому, но не до такой же степени…

- А что вы скажете о тревел-блогерах, многие из которых в соцсетях предлагают поездки и успешно собирают группы?

- Актуальный вопрос. С одной стороны, блогеры раскручивают тему путешествий, многие, кстати, очень грамотно. А вот организация ими поездок – это огромный минус. Туроператорский и турагентский бизнес регулируется законом, мы должны оформлять фингарантии, делать взносы в фонды, состоять в реестрах, платить налоги, отчитываться и т.д. Тревел-блогеры ничего этого не делают, поэтому могут предлагать гораздо более низкие цены. Не говоря уже о том, что это абсолютно неконтролируемый бизнес, создающий большие риски для безопасности туристов, и эта деятельность набирает все больший оборот. Мне кажется, что в новом законе необходимо урегулирован и этот вопрос.

- Но ведь и с туроператорами случаются неприятности. Сколько уже было случаев внезапного ухода компаний с рынка.

- Да, это правда, везде есть риск. Но, на мой взгляд, многие случаи ухода туроператоров происходят из-за несовершенства закона в отношении демпинга. Такого понятия в отраслевом законе тоже нет, хотя само явление на рынке присутствует.

А что касается внезапности, то многие опытные турагентства с этим не согласятся, есть те, кто предвидел «кончину» того или иного туроператора. Всегда есть признаки. Надо отслеживать, как долго по сезону держатся низкие цены. Настораживают акции раннего бронирования на дальние даты. Надо следить, вовремя ли заселяют туристов в отели, кто реальный хозяин туроператора. Я всегда советую турагентам – если уж вы хотите отправить туристов за «три копейки», то оформляйте поездку на ближайшие даты. Нельзя бронировать и оплачивать тур в марте с заездом в августе. Если хотите рискнуть, то держите у себя в запасе сумму, равную стоимости такого тура. Хотя, бывает, спрашиваешь агента, зачем он работал с тем или иным туроператором, был же понятен риск, а ответ такой: они же такие делали шикарные рекламные туры, вечера со «звездами», фуршеты – значит деньги были.

Уверена, что туризм восстановится. Надеюсь, будет принят новый здравый закон, приближенный к международному законодательству, позволяющий в нашем меняющемся мире защитить всех участников рынка, получать удовольствие от своей деятельности и благодарности от туристов.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно