Сергей Рыжов: «Промышленные предприятия могут стать хорошим стимулом для привлечения туристов в регион»
Экскурсии на производственные предприятия – один из популярных видов туризма и в России, и за рубежом. О том, как в нашей стране развивается промышленный туризм, почему он выгоден для социально-экономического развития регионов и сколько денег может приносить, RATA-news рассказал Сергей Рыжов, генеральный директор агентства бизнес-туризма MICE Market и оператор акселератора государственного Агентства стратегических инициатив (АСИ) по промышленному туризму.
- Существуют разные трактовки промышленного туризма. Что понимаете под ним вы?
- В 2018 году наша компания создала методологию развития промышленного туризма на базе опыта работы в своем регионе – Самарской области. Программа прошла экспертизу специалистов АСИ, была признана лучшей практикой и рекомендована для масштабирования. Мы понимаем под промышленным туризмом экскурсии на производственные и сервисные предприятия. Подчеркну: предприятия действующие. И второй важный момент: музей при заводе может быть дополнением, но никак не заменой его посещения. То есть, туристы должны увидеть реальный производственный процесс.
В рамках методологии мы определили несколько аудиторий, под которые этот вид туризма может быть заточен, и задач, которые он может решать. Первая задача – трансляция производственного потенциала и демонстрация того, что промышленность в регионе развивается. Вторая – удержание населения, работа с молодежью, для которой туризм на предприятия может стать профориентацией.
На базе акселератора АСИ регионы проводят опросы, которые показывают, что 70-80% школьников и студентов готовы продолжать профессиональный путь в родном регионе, но работать на предприятиях хотят не более 20% из них. Хотя профессии, которые заявляют школьники и студенты, и средний желаемый уровень зарплат от 30 до 50 тыс. рублей в среднем, многие региональные предприятия предложить могут. Поэтому мы делаем вывод, что современный школьник и студент не ассоциирует свои желания с промышленностью в целом. Жив еще миф, что заводы – это что-то старое, советское разрушенное, что там мало платят. И промышленный туризм – способ этот миф развеять, показать молодежи реальную картину, поговорить о профессиях будущего и воспитать кадровый потенциал.
Наконец, для социально-экономического развития региона важен сам туризм. Регионы вычленяют предприятия, интересные для экскурсий, это и пищевые бренды, и хорошие заводы металлообработки, машиностроительные.
Вот некоторые примеры. На горнолыжном курорте Абзаково для отдыхающих организуют посещение Магнитогорского металлургического комбината, туристы идут смотреть, как делается сталь, льется металл. В Татарстане туроператоры формируют группы на КамАЗ. Завод по производству спортивной версии «Лада Веста» в Тольятти предложил делать экскурсии в том числе для потенциальных покупателей автомобилей, распространяя информацию через дилерские центры.
- Что такое акселератор АСИ по промышленному туризму?
- Это курс обучения. Ту методологию, о которой я упоминал, мы отработали в 2020 году с десятью регионами. А в 2021 году Агентством стратегических инициатив был запущен всероссийский акселератор по развитию промышленного туризма, и наша компания выступила оператором этого процесса. В рамках акселератора 73 региона прошли подготовительный модуль, 53 подали заявки и 30 были выбраны участниками. В течение четырех месяцев они прошли обучение по темам: формирование региональной стратегии, создание экскурсии на конкретном предприятии и создание прототипа маршрута. В 2022 году регионы дорабатывают свои стратегии и будут их защищать при губернаторах. В дальнейшем мы нацелены на объединение территорий, чтобы они делали межрегиональные туры. Сейчас такое сотрудничество обсуждают Пермский край, Свердловская и Челябинская области.
- Сколько, по вашей оценке, в России промышленных предприятий, заинтересованных в туристах?
- У нас 53 региона подали заявки, это в общей сложности около 500 предприятий. А в целом мы можем говорим о потенциале около 1000 предприятий в стране, которые готовы принимать туристов. В рамках акселератора 250-300 предприятий уже это делают.
- Вы говорите о MICE-туризме. Но ведь для него обычно нужны объекты размещения с большой емкостью, конференц-залы. На предприятиях этого явно нет?
- Мы говорим не только о проведении конференций, но и инсентив-турах. Существует спрос на выезд топ-менеджеров на стратегические сессии. Регионы сейчас пытаются привлечь MICE-туристов традиционными методами – историческими, природными объектами. А когда появляется возможность поехать в инсентив-тур, провести конференцию при отеле и посетить, например, космодром Восточный в Амурской области или АвтоВАЗ в Самарской области или Челябинский трубопрокатный завод абсолютно космического вида, регион уже может на другом уровне привлекать корпоративные группы. Когда есть крутой промышленный объект, для корпорантов это становится новой точкой притяжения. Зачастую предприятия индивидуалов не принимают, им нужна большая группа. Поэтому для MICE это как раз хороший продукт.
- Какие регионы лидируют по объему промышленного туризма?
- Челябинская, Свердловская, Кемеровская области, Пермский край, Нижегородская и Самарская области. И с точки зрения уникальности – Амурская область с космодромом, Якутия с трубкой «Мир» и возможностью посмотреть, как производятся бриллианты, Севастополь с его винодельнями. И большой блок вокруг Москвы: Тульская, Калужская, Курская области с хорошими перспективами логистики и качественными предприятиями. Этот продукт уникален тем, что уникально каждое предприятие.
- Что, по вашей оценке, нужно сделать государству для поддержки промышленного туризма?
- Хорошей поддержкой стало бы субсидирование ставки штатного экскурсовода. Это проблема для небольших предприятий, где работает по 100-300 человек. Для них выделить отдельного специалиста, обучить его – серьезная задача.
Для качественных экскурсий нужны обустроенные входные зоны, аудиогиды, средства индивидуальной защиты, маркировка, выставочные зоны. Для предприятий это не профильная деятельность. Полезным было бы создание отдельного курса и подготовка региональных специалистов по проведению промышленных туров. Это позволило бы предприятиям брать готовы специалистов на работу. И в целом популяризация этого направления – публикации, создание телешоу, отдельное выставочное пространство, посвященное открытой промышленности, и прочие медийные проекты.
- Какие зарубежные заводы вы хотели бы посетить в качестве туриста?
- Интересно было бы познакомиться с китайским опытом, потому что порядка 10% от огромного внутреннего турпотока у них приходится на промышленный туризм. Наверное, хотел бы посетить завод Jack Daniel’s в штате Теннесси, который считается родоначальником промышленного туризма. Ну и так как мы активно работаем с Амурской областью по космодрому Восточный, наверное, для сравнения круто было бы посетить музей Национального космического агентства в США.
- Как вы оцениваете потенциал промышленного туризма в России?
- В каждом регионе России – от 500 до 15 тысяч предприятий, мы работаем с 5% из них. Потенциал рынка промышленного туризма огромен. Мы делали такой расчет. Допустим, в регионе работает 10 предприятий, которые привлекают туристов, и в среднем один тур на 3 дня стоит 10 тыс. рублей, это отель 3* и питание. Если хотя бы раз в неделю эти предприятия принимают стандартную группу 20 человек, то при умножении на 85 регионов получается новый привлеченный оборот 9 млрд рублей в год для всей России. И это только за счет того, что 10 предприятий станут новым триггером для посещения регионов. И это вполне реально в разрезе пяти лет.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news