Санаторный отдых остается островком стабильного спроса
В первом полугодии число отдыхающих в российских санаториях превысило показатели 2019 года минимум на 2,7%, по итогу года возможен рост объемов до 4-5%. По сравнению же с 2021-м можно говорить о росте в 15,2%. Такие данные привел медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов.
По его словам, ежегодный объем этого рынка составляет примерно 6 млн человек и практически не менялся с 2005 года. Недосчитались клиентов санатории лишь в 2020 и 2021 годах. Особенно сложной ситуация была в первый год пандемии: общее число проданных путевок упало до 4 млн, тогда как в 2019 году их было 6,12 млн. Но в 2021 показатель вырос до 5,99 млн.
Вышеупомянутый прогноз на 2022 год прозвучал на выставке «Отдых». Частичная мобилизация вполне способна его скорректировать. Но, как пояснили RATA-news туроператоры, скорее всего, некритично.
По словам коммерческого директора компании «Алеан» Оксаны Булах, дело в том, что, в отличие от обычного отдыха, санатории бронируются заблаговременно. Это стабильная аудитория, не склонная к спонтанным покупкам. Очень часто санатории бронируются за полгода и более до даты заезда. Значительная часть туров была приобретена еще зимой-весной. Уже в августе было туго с местами вплоть до конца октября.
Благодаря отложенному из-за пандемии спросу, в этом году практически исчезли границы сезона: если раньше традиционно максимальная загрузка была весной и осенью, то в этом году дефицит мест в некоторых санаториях был даже в летний период. По сравнению с прошлым годом нынешнее лето, по словам г-жи Булах, продавалось на 20% активнее, глубина бронирований достигала конца года.
«Благодаря своей специфике этот сегмент отдыха чувствует себя сейчас несравнимо лучше других. Если взять неделю до 21 сентября и после, падение спроса по большинству направлений внутреннего туризма составило примерно 50%, а по санаториям – 15-20%», – заметила г-жа Булах.
В компании «Мультитур», по словам ее директора по развитию Маргариты Назаровой, было много ранних бронирований санаториев уже на 2023 год. «Сейчас наступил спад. В глубину бронирований очень немного, в основном запрашиваются ближайшие месяц или неделя, – сказала она RATA-news – Но главное, что брони вообще есть. Я думала, будет шквал отказов, возвратов, но пока все некритично. Все-таки основная аудитория санаторно-курортного отдыха – люди пенсионного или предпенсионного возраста. Их нынешние изменения в стране не касаются, так что у этого вида отдыха сейчас есть преимущества по сравнению с остальными на внутреннем рынке».
На стабильный спрос играет также ограниченность номерного фонда – туристы знают, что если не поторопиться, мест в нужном санатории уже не будет, добавляет директор по связям с общественностью «Интуриста» Дарья Домостроева.
«Плюс это возвратные клиенты, они едут по медицинским показаниям. Падение спроса есть, конечно, и по санаториям, но оно не так заметно. Я бы сказала, санатории только и продаются сейчас, все остальное встало», – отметила эксперт.
В «Интуристе» на санаторно-курортный отдых приходится примерно 5-7% общего объема. По сравнению с прошлым сезоном прирост в 2022 году составил не менее 20%. Больше всего востребованы Кавказские Минеральные Воды во главе с Кисловодском. Значительная часть туров была приобретена минимум за полгода. Сейчас спрашивают и зиму, и весну будущего года.
Светлана Ставцева, RATA-news