Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему не растет число отдыхающих в российских санаториях

03:36, 15 сентября 2022

Ежегодно в российских санаториях отдыхает порядка 6 млн человек, с 2005 года эта цифра почти не меняется. Исключением стал связанный с пандемией спад в 2020 году. О том, как себя чувствует санаторно-курортная отрасль и что нужно сделать, чтобы увеличить число клиентов, говорили вчера эксперты на сессии, посвященной медицинскому туризму, которая прошла в рамках выставки «Отдых».

Медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов привел статистику отдыхающих в российских санаториях. Он отметил, что объем этого рынка составляет порядка 6 млн человек в год и практически не менялся с 2005 года. В 2020 и 2021 годах, по словам эксперта, санатории часть клиентов потеряли. Особенно сложной ситуация была в первый год пандемии: общее число проданных путевок упало до 4 млн, тогда как в 2019 году их было 6,12 млн. Но в 2021 показатель вырос до 5,99 млн. «А сейчас уже можно говорить, что по итогам первого полугодия мы обогнали 2019 год минимум на 2,7% и по итогу года прогнозируем рост объемов до 4-5% к 2019-му», – сказал г-н Данилов.

Он добавил, что средняя продолжительность пребывания в санаториях снижается: в 2005 году она составляла 16,1 день, в 2021 – 11,4. При этом за более короткое время туристы стремятся получить как можно больше услуг – диагностику, лечение, оздоровление, профилактику.

По словам заместителя министра туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Елены Шконды, приезжающие в здравницы туристы все чаще интересуются, что предлагается на курортах помимо непосредственно санаторного лечения. «Клиентам уже недостаточно только оздоровления или лечения. Они хотят видеть наши курорты как европейские, где можно погулять, посмотреть, что-то попробовать», – отметила она.

По словам генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, именно по этой причине наиболее популярен среди курортов Кавминвод город Кисловодск – хорошо благоустроенный, с современной средой и общественными пространствами.

Михаил Данилов рассказал, что в гостиничном сегменте спрос растет быстрее, чем в санаторно-курортном, но многие отели предлагают своим клиентам спа-центры. По его оценке, число пользующихся такими услугами в российских гостиницах составляет порядка 600 тыс. человек в год.

Г-н Ромашкин считает, что санатории могли бы получать больше клиентов, если бы не сложная процедура заселения, когда у туристов требуют многочисленные справки:

«На рынке санаторно-курортного лечения появилось много новых туристов. Те люди, которые обращаются к туроператору, как правило, делают первый в своей жизни выбор санатория. Они часто не понимают особенностей медицинской бюрократии – санаторные карты, справка об эпидокружении. Дебюрократизация увеличила бы приток клиентов».

Сергей Ромашкин также сообщил, что в его компании объем продаж санаторных путевок в этом году вырос, в первую очередь, за счет пожилых туристов, которые в 2020-2021 году отказались от поездок из-за пандемии. Он подтвердил на опыте собственных продаж, что средняя длительность санаторного отдыха снижается. «Это долгосрочный тренд. В 2017 году она составляла около 12 ночей, в 2022 году – 9 ночей. Соответственно, за пять лет мы потеряли три ночи», – рассказал он. Среди причин эксперт назвал рост популярности более коротких отпусков. Рано или поздно, по его мнению, туристы будут покупать путевки в санатории на неделю.

Г-н Ромашкин также подчеркнул, что санаторно-курортный отдых в России – очень дорогой, это самый высокий чек во внутреннем туризме. Например, путевка в один из санаториев Кавминвод обойдется в среднем в 40 тыс. рублей за 10-11 дней плюс порядка 20 тыс. рублей будет стоить дорога. Получается, что санаторно-курортная сфера конкурирует в сегменте дорогого отдыха, это сильно ограничивает для туриста выбор качественных санаториев», – подытожил эксперт.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно