На что рассчитывают туристы, отказываясь от вывозных рейсов?
Сейчас операторы заняты, в основном, вывозом своих туристов из-за рубежа, отменой или переоформлением вылетов на другие даты и прочими хорошо известными им процедурами. «Фактически нам уже привычно брать на себя функции МЧС», – говорит генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов.
В разговоре с RATA-news он отметил, что все три праздничных дня его сотрудники провели в офисах, разруливая проблемы туристов с возвращением домой. «Переносы связаны не только с отменой рейсов российскими перевозчиками, но и с тяжелым моральным состоянием людей из-за текущих политических событий: многие меняют планы, принимают решение вернуться раньше или перенести поездку. Все оставшиеся варианты вылета в Россию теперь выходят существенно дороже, прежде всего, за счет изменения курса валюты и из-за сокращения объемов перевозки», – пояснил эксперт.
Большинство клиентов оператора находятся в Эмиратах и на Мальдивах. У многих на руках билеты Emirates, Flydubai, Qatar Airways, с ними проблем почти не возникает – авиакомпании летают по расписанию. Но немало туристов собирались вылетать «Аэрофлотом», например, с Мальдив, из Доминиканы, Мексики, Дубая. Часть из них уже самостоятельно или при помощи туроператора приобрела билеты иностранных перевозчиков.
По словам Дмитрия Арутюнова, есть вопросы и к отельерам, не все партнеры идут навстречу. По выездам раньше срока в некоторых островных отелях готовы вернуть деньги, а в других говорят, что «это ваши проблемы». Где-то бронь снимают без штрафа, но есть и объекты размещения, оставляющие средства постояльцев на депозите. «Сейчас значительные траты несут не только туристы, но и туроператоры. Нам приходится затыкать эти дыры своими деньгами, ведь мы опять по всему миру разбросали предоплаты за туры, часть которых уже отменилась», – говорит г-н Арутюнов.
На местах возникают проблемы с оплатой счетов при выезде из отелей, так как MasterCard и Visa уже практически перестает работать. С выпиской авиабилетов тоже все непросто, поскольку система бронирования Sabre прекратила сотрудничество с «Аэрофлотом».
Под вывозные рейсы, например, с Мальдив «Аэрофлот» выделил самолеты, находящиеся в собственности компании, чтобы избежать их задержания по запросам лизингодателей. Поставил четыре вывозных рейса на 7 марта и предложил пассажирам с билетами на даты вылета после 8 марта бесплатно переоформить перелет для ускоренного возвращения на Родину. «Многие туристы не хотели уезжать: праздники, только 4 марта прилетели на острова. В этом случае мы рекомендовали вылетать обратно рейсами Emirates, Qatar Airways и других иностранных авиакомпаний. Например, Emirates предлагает относительно недорогие билеты в Питер, оттуда можно на «Сапсане» доехать до Москвы, и это выйдет заметно дешевле, чем прямой перелет в столицу», – говорит Дмитрий Арутюнов.
У некоторых туристов физически не оказалось денег, но есть обратные билеты. Правда, когда их вывезут, до сих пор неясно. «Мы не можем бросить своих клиентов, хотя не виноваты в происходящем. С другой стороны, не знаем, какую позицию займут суды, которые, как правило, становится на сторону туристов. Но ведь люди полетели «Аэрофлотом», какие еще могут быть гарантии вывоза, как не обратный билет национального авиаперевозчика?», – заметил эксперт.
Он добавил, что нашлись и те, кто решил продлить пребывание в отеле, они хотят переждать, пока ситуация не разрешится. Это обеспеченные люди, таких больше в Дубае. На Мальдивах желающих «застрять» чуть меньше. Впрочем, некоторые островные отели предложили скидку 50% на проживание от 30 ночей. Аналогичное предложение пользовалось спросом в пандемию, когда люди убегали из городов и долго жили на Мальдивах.
Ситуация с перелетами нестабильная. Дмитрий Арутюнов считает, что тем, кто лишился обратного авиабилета «Аэрофлота», лучше сейчас, не дожидаясь вывозных рейсов, купить перелет одной из ближневосточных авиакомпаний – пока есть такая возможность. «Арабские перевозчики летают, места еще есть, но никто не может гарантировать, что воздушное пространство не закроют совсем, – подчеркнул он. – По предварительным подсчетам, процентов 90 наших туристов мы уже вывезли или они определились с перелетом и билетами. Остается один важный вопрос – финансовый. Кто и когда вернет стоимость обратных авиабилетов, кто оплатит новые, а также вынужденные дополнительные ночевки в отелях? Предвижу проблемы в этой части, но будем решать вопросы в порядке их поступления».
Наталья Панферова, RATA-news