Привлекателен ли для россиян арктический туризм
Арктические территории – одно из самых перспективных направлений туризма в России, показал опрос ВЦИОМ, проведенный при поддержке Агентства развития Мончегорска. Основными стимулами развития северного туризма опрошенные назвали разнообразие достопримечательностей и доступную стоимость экскурсий. Исследование опубликовано на сайте социологического центра.
Внутренний туризм в России становится все более востребованным. По данным мониторинговых опросов ВЦИОМ, эта тенденция была замечена еще до пандемии, ограничений авиасообщения и визовых трудностей. В 2016 году опыт путешествий по России за последние пять лет имели 35% опрошенных, в 2018 году — 44%, а в 2022-м показатель вырос до 48%, преимущественно за счет тех, кто совершал поездки по стране два раза и более.
Одно из наиболее перспективных туристических направлений — Русский Север. Для 52% опрошенных россиян путешествия по нетуристическим маршрутам страны, в том числе по Северу России, имеют преимущества: возможность узнать свою страну и ее историю (20%) и насладиться красотами региона (18%). Также опрошенные отмечали сравнительно низкую стоимость таких путешествий (7%) и погружение в локальную культуру, знакомство с обычаями и традициями местных жителей (5%). 4% был бы интересен подобный отдых, столько же отметили безлюдность нетуристических мест (4%). Не нашел преимуществ каждый девятый (11%).
При этом побудить отправиться в поездку по северным городам России 57% опрошенных могло бы «наличие разнообразных природных и культурных достопримечательностей» и разнообразие экскурсий по приемлемой цене (48%). Среди наиболее значимых факторов при выборе маршрута по северным городам также оказались: история региона (45%), транспортная доступность туристических объектов (43%), доступное и комфортное размещение в гостиницах (41%) и местная кухня (41%).
Развитию северного туризма, по мнению большинства опрошенных россиян, препятствуют высокая стоимость путешествий (25%) и денежные трудности (25%), а также недостаточное информационное сопровождение туристских продуктов (отсутствие рекламы / незнание людей — 15%), плохая инфраструктура и транспортная доступность (14% и 10% соответственно), суровый климат региона (10%), проблема соотношения цены и качества обслуживания (7%), туристические предпочтения россиян («больше любят Юг / пляжный отдых» — 6%), занятость и отсутствие отпусков (5%).
Мончегорск — небольшой арктический город, расположенный в Мурманской области. Он имеет выгодное географическое положение, в нем расположены горнолыжные курорты, природные заповедники, водопады и озера. В ходе опроса 68% россиян ответили, что им было бы интересно посетить город. Наиболее привлекательно это направление для молодых людей в возрасте 18-24 лет (79%) и жителям сел (75%). Как рассказал руководитель направления «Бизнес и инвестиции» в Агентстве развития Мончегорска Александр Поленков, в регионе стремятся развивать туристическую инфраструктуру, поддерживая субъекты малого и среднего предпринимательства.
«Как и во многих других малых городах нашей страны, развитие туризма в Мончегорске столкнулось с классической дилеммой «курица или яйцо» — что должно появиться раньше: инвесторы и инфраструктура, которые привлекут туристов, или туристический поток, который будет привлекательным для инвесторов? Мы в Агентстве развития Мончегорска решили развивать составляющие этой дилеммы параллельно. Во-первых, увеличиваем туристический поток за счет событийных мероприятий, во-вторых, разработали мастер-план туристического кластера «Имандра» и инвестиционные лоты для потенциальных инвесторов на туристически привлекательных локациях», — отметил он.
Во всероссийском телефонном опросе ВЦИОМ, проведенном в апреле 2023 года, приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.