Разработан законопроект об автобусном туризме в России
В экспертную группу по туризму Госдумы поступил законопроект, определяющий понятия «туристский автобус», «туристско-экскурсионные автобусные перевозки», а также классификацию туристских автобусов. Замечания и мнения по нему предстоит сформировать до 6 марта, сообщил RTN член группы, глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов.
Законопроект вносит изменения в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно документу, «туристско-экскурсионные автобусные перевозки – это перевозка пассажиров (туристов, экскурсантов) с использованием «туристского автобуса», осуществляемая туроператором или турагентом, внесенными в Реестр уполномоченного федерального государственного органа в сфере туризма, на основании договора фрахтования и иных договоров, заключаемых в целях организации перевозки туристов».
Вводится также понятие классификации туристских автобусов, то есть отнесение автобусов, используемых для перевозки туристов и экскурсантов, к определенным категориям. Это положение потребует принятия постановления правительства «Об утверждении Правил классификации туристских автобусов».
Туристские автобусы предлагается разделить на пять классов для гармонизации национального законодательства с требованиями классификационных комиссий при Международном союзе автомобильного транспорта.
«Автобусный туризм уже выступает лидером среди других видов перевозок с точки зрения экологичности и безопасности. Для оказания высококачественных услуг в ходе туристско-экскурсионных автобусных перевозок необходимо принять гибкие, соответствующие специфике этого типа отдыха правила, регулирующие классификацию туристских автобусов, а также режим труда и отдыха водителя туристского автобуса», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В ней также отмечается, что у экскурсионного автобусного туризма в России большие возможности и он, в отличие от других видов туризма, в гораздо меньшей степени привязан к инфраструктуре. Но хотя ограничений его развития в России практически нет, потенциал автобусного туризма в стране не реализован.
Почему выросли цены на аренду туристских автобусов
«Мы рады, что в Комитете по туризму Госдумы услышали наши просьбы и поддержали автобусный туризм. Необходимость принятия такого закона назрела давно, потому что в действующих нормативных актах понятие туристской перевозки вообще отсутствует – есть только регулярная или нерегулярная. Между тем сегодня это один из самых востребованных видов транспорта в туризме», – сказала RTN руководитель комиссии РСТ по автобусным перевозкам Марина Лабутина.
При этом, по ее словам, автобусные перевозки – единственный транспортный сегмент туриндустрии, который не получил никакой поддержки ни в пандемию, ни после. Хотя проблемы здесь такие же, как в авиаотрасли, ведь многие автобусы взяты в лизинг.
Согласно опросу региональных туроператоров, проведенному профильной комиссией РСТ, цены на услуги транспортных компаний, которые занимаются организованными автобусными перевозками туристов, в том числе детей, возросли с 2019 года на 30-50%. Причина – в сложном положении транспортных компаний, что мешает развитие туризма в стране.
РСТ попросил Госдуму поддержать транспортников
Президент РСТ Илья Уманский в конце прошлого года направил предложения по мерам поддержки транспортных компаний председателю комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаеву.
Как следует из документа, основные причины подорожания транспортных услуг – нехватка специализированных средств, запасных частей, узлов и агрегатов, поставки которых во многом ограничены в связи с санкциями. Остановить повышение цен в сфере организованных перевозок туристов автобусами, как полагают в РСТ, возможно, но для этого необходимы определенные меры.
Начинать, по мнению Ильи Уманского, надо с нормативного закрепления в законодательстве самого определения туристского автобуса. Оно есть в новом законопроекте «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации», разработанном Федеральным агентством по туризму. Однако законопроект до сих пор не внесен в Госдуму, поэтому РСТ предлагает рассмотреть вопрос о внесении отдельной законодательной инициативы, которая бы вводила понятие «туристский автобус».
Отсутствие такого определения мешает не только получить господдержку, но и приводит к целому букету других проблем, которые серьезно осложняют жизнь турбизнесу. До сих пор нет остановок для туристских автобусов, в том числе около многих крупнейших федеральных достопримечательностей. А там, где есть, например, в Москве, они не просто платные, а дорогие. Автобусы с туристами также не могут пользоваться выделенными линиями, а это задержки в пути, срыв программ. Плюс чрезвычайно жесткие правила детской организованной перевозки. В итоге бюджетный автобусный туризм оказывается для его организаторов довольно дорогим удовольствием.
Светлана Ставцева