РСТ выступает за введение в России невозвратного тарифа для отелей по аналогии с авиаперевозчиками
Введение невозвратного тарифа для гостиниц – одна из наиболее насущных и очевидных мер стимулирования развития туризма в стране, считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ), гендиректор туроператора «Алеан» Илья Уманский.
По его словам, рабочие группы, которые действуют в рамках стратегической сессии правительства по изменению подходов к управлению туристической отраслью для реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», предлагают сейчас целый набор актуальных мер. Некоторые из них, наиболее эффективные, были озвучены на встрече министра экономического развития Максима Решетникова с представителями турбизнеса на форуме «Путешествуй!». Это, в частности, невозвратные тарифы для гостиниц.
«Де факто они уже существуют, и это – свидетельство их востребованности на рынке. В пиковые даты, например, на новогодние заезды отельеры официально применяют такой тариф к туроператорам, потому что такая практика не противоречит бизнес-отношениям. Теперь эти правила надо узаконить и с точки зрения работы с потребителем. Эффективность этой меры уже доказана на опыте авиа- и железнодорожных перевозок. Законодательное закрепление невозвратных тарифов позволит гостиницам сделать ценообразование более гибким. При этом условия применения невозвратных тарифов должны распространяться и на туроператоров», – сказал RTN президент РСТ.
Среди предложенных мер по развитию гостиничного бизнеса – также более упрощенная процедура заселения. Эта инициатива предполагает размещение в отеле по заграничному паспорту.
«Сейчас граждане не могут официально заселиться в отель по загранпаспорту, в случае нарушения отелям грозят серьезные штрафы. Соответственно, люди выбирают частный сектор, где таких ограничений нет, а отели теряют клиентов», – пояснил Уманский.
Как прогнозирует руководитель комитета РСТ по инфраструктурным проектам, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин, введение невозвратных тарифов в российских отелях позволит снизить цены на размещение на 20-30%.
«Российская гостиничная ассоциация и Российский союз туриндустрии давно предлагают ввести в практику применение невозвратных тарифов. Это позволило бы туристам сэкономить, а отелям, несмотря на меньшую стоимость, получить больший оборот средств, причем в самый нужный для отеля период, накануне сезона. По нашим оценкам, по невозвратным тарифам могут загружаться не менее 30% городских и 45% курортных отелей», – утверждает эксперт.
По его словам, эффективность невозвратного тарифа уже доказало его введение в авиа- и железнодорожных перевозках. Билеты, купленные по такому тарифу, заметно дешевле обычных. Но если пассажиры откажутся от перелета или проезда, они не получат всю уплаченную сумму, если это не связано с особо оговоренными и документально подтвержденными случаями форс-мажорных ситуаций. Невозвратный тариф, в частности, помог перевозчикам снизить потери от неявки пассажиров. До принятия соответствующих законов авиа- и железнодорожные компании учитывали риск убытков от возврата билета при определении цены, что увеличивало стоимость перевозки для всех пассажиров.
«Аналогичные нормы надо ввести в действующие «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ», – подчеркивает Мусакин.
Он напомнил, что сейчас в российских гостиницах есть два вида бронирования: негарантированное – если клиент заказывает проживание, но оплачивает его только в момент заезда. И гарантированное – когда гость полностью оплачивает услугу практически одновременно с заявкой, например, через системы бронирования или на сайте отеля.
«Если клиент вовремя не явился в гостиницу при негарантированном бронировании, то, в соответствии с правилами, его номер можно продавать. А вот если гость не заселился в случае гарантированного бронирования, то отель обязан его ждать до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. То есть продать пустующий номер можно только через сутки», – пояснил эксперт RTN.
С заказчика в таком случае взимается плата за фактический простой номера, но не более чем за сутки. Оставшуюся часть заплаченных за проживание средств гостиница должна вернуть клиенту. То есть, если номер простоял в ожидании клиента пять суток, деньги ему возвращаются за минусом одних суток, остальные четыре – это, как правило, убытки гостиницы. По словам Алексея Мусакина, в городских отелях количество таких no show может достигать 5% в среднем по году, а в загородных объектах в высокий сезон доходит и до 10%. И если в городах гостиницы чаще бронируют на одну-три ночи, то за городом – на пять-семь, а значит и убытки там значительно больше.
Светлана Ставцева