Рынок глэмпингов в России продолжает расти высокими темпами
В 2024 году рынок глэмпингов в нашей стране продолжит расти высокими темпами, их число увеличится с нынешних 573 до минимум 700. Главный стимул популярности этого сравнительного нового для России вида размещения – запрос туристов на уникальные впечатления в уникальных местах и преимущества инвестирования по сравнению с традиционной гостиницей, среди которых более короткий срок строительства и быстрая окупаемость. Будущее глэмпингов эксперты обсудили на сессии «Глэмпинги-2024: приоритеты, перспективы, практики» в рамках международной туристической выставки MITT.
По данным входящей в Российский союз туриндустрии (РСТ) Ассоциации глэмпингов, в стране сейчас 550 объектов такого типа, из них 66% работают круглый год, остальные – сезонные. Больше всего их в Московской области (56), Краснодарском крае (41), Татарстане (22). Средний чек, по статистике облачного сервиса для отелей Bnovo, от 10 тыс. рублей. Средняя загрузка в летние месяцы – более 55%.
«Благодаря поддержке государства, различным грантам, рост рынка продолжится. По нашим оценкам, до конца нынешнего года будет уже 700 глэмпингов или даже больше. Можно ждать появления, прежде всего, круглогодичных вариантов. И всё чаще они будут предоставлять уже не только размещение, но и точки питания, спа-услуги, другие возможности отдыха. Таковы запросы наших гостей», – сообщила президент Ассоциации глэмпингов, сооснователь компании-производителя «Дикий дом» Жанна Кира.
По ее словам, запрос на отдых в глэмпингах у туристов высокий, и таких средств размещения могло бы быть больше.
«Рост их числа сдерживается отсутствием понятия глэмпингов в правовом поле, неразвитостью инфраструктуры, длительностью подключения к сетям коммуникации. Мешает высокая стоимость строительных материалов, что удорожает возведение глэмпингов по сравнению с тем, что было 2-3 года назад. Мешает недостаточная осведомленность о таком виде размещения в целом по стране. В итоге в одних регионах построить глэмпинг просто, в другом, часто соседнем – тяжело. Где-то бизнесу помогают в подготовке водоснабжения, водоотведения, даже прокладывают к глэмпингам дороги, а где-то вообще не идут навстречу ни в чем», – пояснила эксперт.
По информации Антона и Олеси Эйхман, основателей одного из первых в России глэмпинга «Холмы» в Ульяновске, его основная аудитория – люди 25-45 лет, причем, на женщин приходится более 86%. Это активно работающие граждане, получающие адекватную зарплату, устающие от работы и от города. Они привыкли к нормальному гостиничному сервису, так как ездят один-два раза в год отдыхать, например, на море.
«Но им нужна перезагрузка, цифровой детокс в тихом красивом месте. Именно за этим они едут в глэмпинг на краткосрочный отдых», – пояснил Антон Эйхман.
Женщин в возрасте 30-45 лет как основную аудиторию упомянула также основатель и соучредитель глэмпинга «Точка Немо» Нина Синицына.
«Я бы добавила еще, что глэмпинг – это не просто отдых, это обязательно некое путешествие. Это хорошо видно на примере нашего глэмпинга, который находится в 280 км от Москвы в Ярославской области. 80% наших гостей – из Москвы, и не только потому, что это наиболее платежеспособный город. Для ярославцев наш глэмпинг – это по сути загородный отель, ничего особенного, а для москвичей – путешествие. По законам жанра, дорога должна длиться не 1-2 часа, а больше, чтобы люди почувствовали, что они уехали в новое место за новыми впечатлениями», – пояснила она.
Дмитрий Гасилов, совладелец и управляющий глэмпинга «Гуляй-Город», сооснователь глэмпинга «Аномалия», считает, что по мере насыщения рынка будет усиливаться конкуренция.
«Очевидно, что наибольшим спросом будут пользоваться глэмпинги, открытые в красивых уникальных местах. Время «домиков в поле» проходит, спрос на них падает, нужна и инфраструктура, и инстаграмные виды, и сервис. До 70% успеха глэмпинга – удачно выбранное место. Было время, когда число таких объектов увеличивалось в разы, сейчас такого роста нет, он будет замедляться. Думаю, дойдет до тысячи и остановится. Поэтому сейчас надо быть осторожным при выходе на этот рынок, особенно с небольшими проектами. Сегмент заметно укрупняется, приходят инвесторы с проектами по 100-200 млн рублей», – сказал эксперт.
Однако Жанна Кира полагает, что рынок еще точно не достиг своего пика: «Думаю, мы перешагнем планку в тысячу объектов и, возможно, дорастем до 5 тысяч. Глэмпинги привлекают инвесторов тем, что, в отличие от обычных гостиниц, имеют низкий порог входа, возможность получения государственных грантов и субсидий, короткий срок строительства и быструю окупаемость».
По ее словам, гостиница строится не менее 2-3 лет, вложения например, в загородный отель окупаются 12-15 лет, а в глэмпинг – около 5-6. Но есть такие проекты, которые окупились за 3-4 года и даже быстрее. Сейчас, по данным ассоциации, 20-30% новых проектов создаются под инвесторов, остальное – это уже собственники с большими проектами», – пояснила Жанна Кира.
С другой стороны, рынок растет быстрее нормативной базы и это создает проблемы, в частности, в вопросе стандартов строительства и услуг. Нина Синицына уверена, что нужны стандарты.
«Я за классификацию наших объектов, на растущем рынке они однозначно нужны, потому что разброс представлений о том, что и как должно быть в глэмпинге, огромный. И некоторые из них предоставляют такой сервис, который просто дискредитирует саму идею», – сказала она.
В 2022 году правительство направило на строительство модульных отелей в 19 регионах 4 млрд рублей. В 2023-2024 годах – уже 10 млрд. Субсидии будут предоставлены 58 регионам, что позволит реализовать инвестиционные проекты и создать порядка 8 тыс. новых мест для туристов. Самые крупные субсидии получат Башкортостан (418,4 млн рублей), Северная Осетия-Алания (332,5 млн), Кабардино-Балкария (283,8 млн), Дагестан (213,2 млн), Астраханская область (207,8 млн), Новосибирская область (207,2 млн), Ростовская область (199,2 млн).
Светлана Ставцева