Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Секретность на фабрике елочных игрушек, или что мешает развитию в России промышленного туризма
Главные новости

Секретность на фабрике елочных игрушек, или что мешает развитию в России промышленного туризма

11:02, 24 апреля 2023

Развитию в России промышленного туризма мешают секретность и неготовность предприятий открывать свои двери для туристов. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужна поддержка на государственном уровне, считают туроператоры. Это могут быть гранты и субсидии на разработку маршрутов по территории предприятий, на оплату работы гида и прочие организационные вопросы, связанные с проведением плановых экскурсий на заводы и фабрики.

По словам экспертов, промышленный туризм неуклонно набирает популярность. Локомотивом его развития выступает госкорпорация «Росатом», в ее составе более 400 предприятий, многие из которых готовы предоставить туристам возможность взглянуть на производственную сферу страны с новой, крайне увлекательной и познавательной стороны. Среди вовлеченных в этот сегмент также предприятия пищевой, добывающей и легкой промышленности, машиностроения, металлургии и других отраслей.

В компании «Мос-Тур» отметили, что перспективы у промтуризма очень хорошие, так как интерес, желание развиваться и делать креативный продукт есть у всех участников рынка. Оператор работает в этом сегменте со школьными группами и бизнес-делегациями.

Какие промышленные предприятия популярны у туристов

«У младших школьников популярно посещение производств шоколада и мороженого, пекарен, фабрик игрушек, предприятий народного творчества типа Жостово или Ликино-Дулевского фарфорового завода. Среди детей 12-13 лет востребованы высокотехнологичные предприятия – от московской фабрики «Свобода» до уникальных инновационных заводов особой экономической зоны «Технопарк-Москва» и стартапов Сколково», – пояснила RTN директор по маркетингу компания «Мос-Тур» Элла Баранова. Оператор еженедельно в течение всего года организует посещение предприятий для разных целевых групп. Экскурсии для бизнес-делегаций, как правило, разовые.

«У наших клиентов наибольшим спросом пользуются туры на предприятие «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Это мекка по производству пассажирских кораблей, подводных лодок, буксиров, сухогрузов, нефтеналивных судов. Именно тут был разработан и создан первый в стране теплоход на подводных крыльях «Ракета», а в 1959 году появился второй, еще более совершенный «Метеор», ставший основоположником скоростного флота в России», – сообщила заместитель управляющего директора группы компаний «Слетать.ру» Юлия Руденко.

«Для системного потока нужна организационная структура внутри предприятия, наличие инфраструктуры для регулярного проведения туристических мероприятий. Важный момент – соблюдение техники безопасности. Но в целом мы видим открытость и желание сотрудничать», – добавляет Баранова.

Сколько стоят экскурсии на промышленные предприятия

В компания «Мос-Тур» в стоимость экскурсии в группе от десяти школьников включено посещение предприятия, услуги гида, транспортное сопровождение и все необходимые согласования. Например, тур на кондитерскую фабрику обойдется от 1,9 тысячи рублей, программа «Мир микроэлектроники и композитов» на предприятии «Технополис Москва» – от 2,5 тысяч, в технопарк «Сколково» с экскурсией «Чудеса в 3D-пространстве» и мастер-классом по моделированию – от 2,2 тысячи рублей с человека.

«Слетать.ру» предлагает экскурсию на «Красное Сормово» стоимостью от 2,5 тысячи рублей с человека в составе группы до 30 участников.

Аналогичные цены у «Анкора». «Однодневная экскурсия стоит порядка 2,5-3 тысяч рублей, в них стараются включить еще и мастер-класс, дегустацию, интерактив. За мастер-класс надо накинуть 250-500 рублей с человека. Нестандартные мастер-классы стоят до 6-8 тысяч рублей, но для сборных групп это редкость, как правило, берут что-то подешевле», – уточнил руководитель проектов компании Вячеслав Демин.

Большинству предприятий экскурсанты не нужны

Вопрос «открытости» предприятий к предложениям турбизнеса Демин назвал в числе проблемных. По его мнению, на сегодня отношение к промтуризму весьма скептическое, и без активного вмешательства государственных и региональных органов управления он активного развития не получит.

«Сейчас большинству предприятий экскурсанты не нужны, не многие из них готовы принимать группы. Обычно администрацию заводов и фабрик приходится буквально умолять, чтобы пустили посетителей, причем это касается даже студентов профильных вузов и профориентационные группы школьников», – говорит он.

Впрочем, есть ряд госпроектов – «Россия – страна возможностей», «Больше, чем путешествие» и т.п., награждающих участников-победителей бесплатными поездками, в том числе с посещением промышленных предприятий. По таким программам в прошлом году «Анкор» отправил порядка 100 групп, взрослым и школьникам показали около 20 предприятий по всей стране.

Сегодня некоторые объекты уже вышли на «пик производительности» в смысле посещаемости, прежде всего это Гжель, Жостово и другие супербренды. Большинство подобных предприятий, где экскурсии проводятся раз в неделю, месяц или в квартал, просто не хотят принимать больше: особых доходов это не приносит, производственному процессу мешает, штатных экскурсоводов нет, приходится отвлекать от дела работников. Нет отчетливого понимания имиджевой и материальной пользы от этой деятельности.

«Больше всего поражает секретность. Пропуск оформляют несколько дней, заменить участника в групповых списках зачастую невозможно, фотографировать нигде нельзя. Не понятно, чего так боятся, к примеру, какие у нас секреты в автомобилестроении? Вот BMW, Audi, Volkswagen уже десятилетиями всех к себе водят и разрешают фотографировать, Airbus тоже пускает экскурсантов. А вот на российской фабрике елочных игрушек даже фотографировать нельзя, потому что там «уникальные» технологии», – пояснил Вячеслав Демин.

Промтуризму нужна государственная поддержка

Для реального развития промышленного туризма нужна программа, объединяющая интересы и возможности местной администрации, предприятий и туроператоров. По собственной инициативе и за свои деньги большинство предприятий этим заниматься не будут, уверен Вячеслав Демин. Необходима грантовая поддержка производств для организации маршрута и содержания экскурсии, уборки после мастер-классов и т.д. Также надо неуклонно расширять спектр принимающих предприятий, но сделать это можно только при наличии административного рычага.

«Для популяризации по всей стране этого вида туризма нужен подход на федеральном уровне. Реестр таких предприятий должен быть повсеместным, а не эпизодическим, в него должны входить все брендовые и передовые заводы и фабрики страны. Чтобы экскурсии на предприятия можно было коллекционировать, как посещения популярных музеев», – подчеркнул он.

В этом году в 50 российских регионах, развивающих промышленный туризм, ожидают порядка 1,2 млн посетителей фабрик и предприятий, сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных в ходе пленарного заседания по развитию промышленного туризма «Открытая промышленность».

Наталья Панферова

Обсудить в telegram

вам может быть интересно