В Китае образовался дефицит русскоязычных гидов
В Китае катастрофически не хватает гидов для работы с индивидуальными туристами из России. Российские туроператоры считают, что недостает порядка 50% гидов, работавших в 2019 году.
«Сейчас русскоязычных гидов минимум в два раза меньше, чем было до пандемии. За время ковида многие ушли работать в другие сферы, кто-то подзабыл русский язык. Проблема стала заметной сразу после того, как в августе прошлого года в Китай поехали первые группы. Сначала их сопровождали очень слабые гиды. Сейчас ситуация меняется: как-то привлекают, видимо, старых гидов, с большим опытом работы. Но процесс это не быстрый – русский за полгода на курсах не выучишь», – говорит владелец компании Go China Сергей Седов.
По его словам, спрос на туры в Китай сейчас очень высокий, глубина продаж достигает сентября, чего прежде туроператоры не наблюдали. Но чем выше интерес туристов, тем острее встает проблема нехватки гидов даже в таких крупных городах, как Шанхай или Пекин.
Как пояснил Седов, особенно актуальна эта проблема для индивидуальных туристов: «Рост турпотока колоссальный, группы мы отправляем каждую неделю, они расписаны на месяцы вперед, и с квалифицированными гидами для них особых сложностей нет. Проблемы возникают, когда обращаются индивидуалы, желающие поехать в Китай, например, на майские праздники. Нередко приходится им отказывать, потому что хороших гидов мало и все они задействованы строго под группы. Мы не можем под троих туристов отдать гида, отобрав его у группы в 50 человек».
«Наши партнеры видят, какие деньги проходят мимо них из-за отказов туристам, но это их задача – привлечь или обучить новых сотрудников для обслуживания российских групп и индивидуалов. Со своей стороны, мы продвигаем направление, выпускаем путеводители, а перед ними стоит задача обеспечивать туристов отелями, транспортом и гидами», – подчеркнул Сергей Седов.
Как рассказал руководитель отдела маркетинга компании China Travel Евгений Глотов, если в каком-то месте по маршруту очень нужен гид, как правило, его выписывают из более крупного города. Часть туристов в этой ситуации выручает знание английского языка – им туркомпании подбирают англоязычных гидов.
«Англоязычные гиды в Китае были всегда, их можно привлекать, если туристы владеют языком. Конечно, и русскоязычных под индивидуалов можно найти, но делать это надо очень заранее и привозить их из популярных туристических мест Китая, к примеру, Пекина, Шанхая и других крупных городов, где бывает много российских туристов», – сказал он.
Представитель Российского союза туриндустрии в Китае Александра Фолько подтвердил, что нехватка гидов – общая проблема тех городов, где российских туристов пока мало. Например, Чэнду, куда планирует полеты с 1 апреля «Аэрофлот». Низкий спрос, по его словам, тормозит развитие рынка услуг гидов, и проблема будет решаться по мере роста турпотоков в новые для россиян регионы Китая.
По данным погранслужбы ФСБ, с января по сентябрь 2023 года российские граждане совершили почти 140 тыс. поездок в Китай. За тот же период 2019 года – 655 тыс.
Наталья Панферова