«ВодоходЪ» и Марий Эл договорились вместе развивать круизный туризм
Круизная компания «ВодоходЪ» и Министерство спорта и туризма Республики Марий Эл подписали соглашение о совместной деятельности с целью развития круизного туризма в регионе. На пресс-конференции, посвященной этому событию, о туристическом потенциале республики, создании новых турмаршрутов и продуктов, развитии индустрии гостеприимства рассказали республиканский министр спорта и туризма Лидия Батюкова и генеральный директор туроператора «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов (на фото слева).
Как рассказала Лидия Батюкова, Марий Эл наравне с другими поволжскими регионами вошла в проект «Большая Волга», разработка туристической схемы которого началась в феврале этого года при поддержке ВЭБ.РФ. Стратегия его развития объединила 13 регионов России в единую туристическую макротерриторию вокруг великой русской реки. «Пока же туристы проезжают через нас чаще всего транзитом, а это значит, что республика недобирает тех доходов, которые могла бы получить от туризма и сопутствующих ему секторов экономики», – сказала Батюкова.
Волжское побережье в границах марийской республики составляет примерно 70 км. До недавнего времени здесь не было ни одного современного причала, позволяющего принимать большие круизные суда, что могло бы содействовать развитию водного туризма. В прошлом году открылась первая причальная стенка в Козьмодемьянске, благодаря чему город принял в этом году 287 судозаходов. В республику же в целом более 50 тыс. туристов «пришли с воды», как выразилась Лидия Батюкова.
В Марий Эл на берегу Волги стоят еще четыре крупных населенных пункта. В Юрино и Кокшайске работы по возведению причалов уже идут, а Звенигово и Волжск пока еще ждут своего часа. Появление причала в Кокшайске, как уверена Лидия Батюкова, даст толчок развитию села, поскольку потребуется построить гостиницы и кафе, автостоянки, запустить сувенирное производство.
По оценке министра, республику в прошлом году посетило более миллиона туристов и экскурсантов. «По данным Росстата регион занимает лидирующую позицию в Приволжском федеральном округе по темпу роста турпотока. За последние пять лет траты туристов увеличились в три раза и составили более 4 млрд рублей. Республика входит в топ-5 лучших туров по России и топ-10 новых направлений для поездок по России. В 2025 году запланирована реализация десяти крупных инвестиционных проектов на сумму более 2,5 млрд рублей. Особое внимание уделяется развитию водно-круизного туризма», – поделилась информацией Лидия Батюкова.
По ее словам, нынешней весной Марий Эл принимала экспертов проекта «Большая Волга», включая специалистов из госкорпорации ВЭБ.РФ и представителей двух проектно-консалтинговых компаний. Сейчас идет формирование инвестлотов. Батюкова отметила, что Козьмодемьянск и Юрино станут той инвестиционной площадкой, где будет создан единый туристический кластер. «Разработан также комплексный план дальнейшего развития проекта «Центр этнотуризма на Волге», который включает не только создание причальных стенок, но и благоустройство набережных, реставрацию объектов культурного наследия и строительство объектов размещения. Финансирование предусмотрено в размере 70 млрд рублей, на сегодня освоен 1 млрд. К 2030 году хотим не только развить межрегиональное сотрудничество по Волге, но и запустить внутриреспубликанское сообщение на маломерных судах, чтобы наши жители могли тоже путешествовать по своей малой родине», – рассказала министр.
Она добавила также, что Марий Эл со своим маршрутом «Колыбель древнего народа мари» вошла в число десяти субъектов, включенных в программу продвижения туристического бренда России Discover Russia на международном рынке. «Подписанное сегодня соглашение позволит нам не только принимать иностранных туристов с реки, но и поспособствует формированию новых маршрутов, в частности, Юрино – Кокшайск», – пояснила Лидия Батюкова.
По оценке Ришата Багаутдинова, круизный рынок в нашей стране растет ежегодно в среднем на 15%. У Марий Эл уже достаточно богатый опыт по приему круизов. «В общей сложности республику в 2024 году посетило 11,5 тысяч туристов нашей компании, – рассказал эксперт. – Из них 2 тысячи посетили Йошкар-Олу, остальные знакомились с Козьмодемьянском, в который компания сделала 47 судозаходов. В следующем году увеличим до 50».
«Хорошо, что в Козьмодемьянске теперь есть причал, – сказал Багаутдинов. – Суда стоят там 4-5 часов, что позволяет туристам познакомиться со всеми основными достопримечательностями города. В Йошкар-Олу, которая пользуется огромным спросом, но не имеет выхода к реке, везем туристов полтора часа на автобусах из Чебоксар».
Поэтому новость о том, что Марий Эл собирается строить причалы в Юрино и Кокшайске, сулит компании «ВодоходЪ» неплохие перспективы: в Юрино находится великолепный дворцово-парковый ансамбль усадьбы Шереметевых, а Кокшайск – удобная точка для организации «зеленой стоянки», что очень востребовано у круизных туристов. Да и до Йошкар-Олы будет добираться значительно ближе и удобнее, чем от Чебоксар.
Любовь Булгакова