«ВодоходЪ» наращивает круизный и прогулочный флот
В ближайшие годы «ВодоходЪ» планирует активно наращивать круизный и прогулочный флот, сообщил генеральный директор Ришат Багаутдинов на пресс-конференции, приуроченной к 20-летию компании.
В 2024 году круизы будут выполнять 25 теплоходов компании из 26. В 2025-2026 годах туроператор готовится принять еще три новых судна.
«В 2020 году мы ввели теплоход «Мустай Карим», имиджевые и коммерческие результаты его эксплуатации превзошли наши ожидания. Поэтому мы приняли решение, что будем дальше развиваться именно в направлении строительства нового флота», – сказал Ришат Багаутдинов.
По его словам, в 2023 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде по заказу «Водохода» начато строительство трех круизных судов нового проекта. «Пока его рабочее название «Карелия». У всех этих кораблей уже есть имена. Первый будет называться «Николай Жарков» в честь бывшего генерального директора завода. Теплоход начнет работу в 2025 году, а в 2026-м мы примем еще два судна», – пояснил Багаутдинов.
Как уточнил эксперт, класс и габариты значительно расширяют географию эксплуатации новых судов. Они будут работать на внутренних водных путях и ходить по Беломоро-Балтийскому каналу, выходить в Белое море, Финский залив, Каспийское море, Азовское и Черное моря.
«Николай Жарков» рассчитан на 183 пассажира, численность экипажа составит 97 человек, класс судна – 5*. Продажи круизов на новом теплоходе на лето 2025 года уже начались.
В 2024 году «ВодоходЪ» за счет целевых средств Фонда национального благосостояния начинает строить также гибридные суда проекта «Байкал» на электротяге с резервным дизелем. Судно рассчитано на 68 пассажиров.
По словам Багаутдинова, на побережье Байкала сейчас идет активное строительство рекреационных зон, гостиничных комплексов. «Мы видим перспективы большого спроса и на круизные суда подобного уровня, и на прогулочный флот, которого на Байкале по большому счету нет», – заметил гендиректор круизного оператора.
Однако новые суда, по его словам, из-за высокой себестоимости строительства оказываются довольно дорогими для потребителя, автоматически попадая в премиальный класс. При этом костяк флота компании составляют суда уровня 3*, их выбирает большинство отдыхающих в круизах. В 2023 году таких было 110 тысяч туристов из 148 тысяч, отправленных «Водоходом» в круизы.
«Но этим судам нужна реновация. На один теплоход требуется в среднем 300-500 млн рублей. Далеко не каждый собственник может себе позволить изъять такие суммы из оборота, поэтому даже крупные компании обновляют чаще всего не более одного судна в год. А у нас, например, 15 таких теплоходов. «ВодоходЪ» видит решение этой проблемы в льготном финансировании на тех же условиях, на которых строятся новые суда – 2,5% годовых на 15 лет. Мы сейчас везде выступаем с этим предложением и рассчитываем, что оно в итоге будет принято», – пояснил Багаутдинов.
Одновременно круизный оператор обновляет и наращивает малый флот. Сейчас он оперирует 31 судном. В 2024 году будет поставлено четыре судна проекта Ecobus и начнется строительство еще восьми. Также за счет целевого финансирования через ГТЛК из ФНБ планируется построить 25 судов проекта «Москва 2.0» с гибридным двигателем для работы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Уфе, Ярославле и Перми. Итого к концу 2026 года малый флот компании будет включать уже не менее 68 судов, большинство из которых будут на электродвижении.
По словам Ришата Багаутдинова, это уже внушительный объем, который требует автономного управления. К тому же круизное и прогулочное направления ориентированы на разную аудиторию и представляют собой разный бизнес. Поэтому внутри компании создано дочернее предприятие АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», которое теперь будет оперировать всем малым флотом под брендом «ВодоходЪ».
Светлана Ставцева