Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Законопроект о железнодорожном туризме может быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию
Главные новости

Законопроект о железнодорожном туризме может быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию

10:18, 31 мая 2024

Железнодорожный туризм может стать серьезным драйвером развития не только внутреннего туризма, но и многих территорий. Для этого необходимо создать законодательную базу и ввести ключевые понятия. О том, зачем нужен такой закон, и о развитии этого направления туризма в целом шла речь на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ), прошедшей в Госдуме с участием представителей нижней палаты парламента.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина подчеркнула, что железнодорожный туризм – это одно из самых перспективных, востребованных и, самое главное, уже обкатанных на практике сегментов туриндустрии.

«За 2022 год РЖД перевезли более 690 тысяч туристов по 61 маршруту, в 2023 году - 940 тысяч по 81 маршруту. В том числе туры «Поезд Деда Мороза», «Большая перемена», «Страна открытий», «Поезд памяти», «Герои с нашего двора». Все вместе они объединяют порядка 50 субъектов России», - сказала она. 

Но развивать железнодорожный туризм, по словам депутата, непросто из-за отсутствия соответствующих понятий в этой сфере: нет таких законодательных терминов, как «туристический поезд», «туристический железнодорожный маршрут».

«Соответственно отсутствуют правила и требования к таким поездам и маршрутам. Поэтому мы с коллегами из РЖД разработали законопроект, где дается определение таким дефинициям. Это позволит определить правила перевозки в таких поездах, ведь пассажирские и туристические перевозки кардинально отличаются друг от друга», – заметила Школкина.

Например, цель обычных пассажирских перевозок – доставить человека из одной точки в другую по фиксируемому временному графику и регулируемому тарифу. Пассажир в ходе такой поездки может по пути следования выйти из поезда и потом вернуться в него через какое-то время. Пассажир туристического поезда не может выйти или сесть на любой станции. Как правило, точка отправления совпадает с конечной. В ходе путешествия на туристическом поезде пассажиру предоставляются такие услуги, как завтрак в купе, анимация для детей и взрослых, знакомство с городами и осмотр достопримечательностей.

«Формируя законодательное обеспечение железнодорожного туризма, мы не только даем РЖД возможность за счет поступающих от туристов средств закупать более современные и комфортные вагоны, создавать больше туристических маршрутов, но и придаем импульс развитию субъектов РФ, а значит – экономике в целом. Надеюсь, что в весеннюю сессию мы выйдем на первое чтение законопроекта», – сказала Школкина.

Генеральный директор «РЖД Тур», вице-президент РСТ Роман Бараковских подчеркнул, что железнодорожный туризм сегодня не ограничивается только туристическими поездами.

«Это и круизный туризм, и индивидуальный, и событийный, и детский, особенно в летние каникулы. Еще недавно железнодорожный туризм в классическом его понимании занимал достаточно узкую нишу. В России было всего несколько маршрутов для внутреннего туриста, ориентация шла в основном на въездной туризм. Но сейчас развивается внутренний рынок, причем, благодаря, прежде всего, российским железным дорогам. Тот факт, что мы - ключевой туроператор большого холдинга плюс мое участие в РСТ позволяет смотреть на железнодорожную отрасль еще и со стороны туристического рынка, сблизить наши позиции», - сказал эксперт.

Заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков также коснулся вопроса трактовки железнодорожного туризма. По его словам, перевозки пассажиров в дальнем следовании – это порядка 100 млн человек туда-обратно или 50 млн уникальных поездок туда-обратно. Из них, по оценкам ведомства, чуть меньше половины составляют поездки с туристическими целями, то есть около 22 млн поездок совершается, чтобы добраться до места отдыха.

«Развиваются уже существующие маршруты и новые, растет количество поездов. Карелия, Тюменская область, Северный Кавказ, Свердловская, Горьковская, Куйбышевская железные дороги сегодня задействованы именно в железнодорожном туризме. Но очевидно, что в железнодорожных перевозках как таковых задействовано гораздо больше», – сказал он.

По словам Вахрукова, железнодорожный туризм включает знаковые туристические бренды и, по сути, это сегодня комплексный турпродукт, состоящий не только из перевозки. Это очень важный фактор развития регионов.

«Но в его развитии есть потенциальные ограничения. Мы не можем до бесконечности увеличивать трафик под пропуск пассажирских поездов и длину этих поездов, количество вагонов. Пока резерв не исчерпан, но в целом это ограниченный ресурс, который сужает потенциал развития этого вида отдыха. Второе ограничение – непосредственно подвижной состав», – сказал заместитель министра.

И здесь важно, по его словам, чтобы инвестиционного ресурса РЖД хватало на то, чтобы своевременно обновлять парк туристических вагонов.

«Специфика того регулирования, к которому мы в целом с вами движемся и должны прийти, в том, что это должен быть окупаемый проект. Чтобы все эти процессы запустить, нам нужно сделать законодательную основу, ввести ключевые понятия и далее к ним привязывать всю политику, которую мы будем вокруг железнодорожного туризма выстраивать», – сказал Вахруков.

Третьим важным аспектом развития железнодорожного туризма замминистра назвал туристический продукт.

«Минэкономразвития старается не вмешиваться в рыночное ценообразование на туристические услуги. Но сейчас железнодорожный туризм носит довольно нишевый характер. Об этом говорят, в частности, приведенные цифры в 1 млн пассажиров в рамках железнодорожного туризма, ведь это пока немного. Этот продукт нужно делать более значимым на рынке. Мы всячески поддерживаем это направление. Начнем с закона. Когда появятся все необходимые законодательные определения, не надо закручивать гайки, надо дать возможность сформировать такой рыночный продукт, который будет продаваться туроператорами, чтобы все сегменты рынка могли делать бизнес, а наш турист получал хороший качественный турпродукт», – сказал Вахруков.

На сессии прозвучали также конкретные вопросы туроператоров к железнодорожникам: по тарифам, детской перевозке, организации горячего питания для детских групп, взаимодействию РЖД и ФПК с туроператорами. Принято решение провести отдельную встречу для обсуждения этих тем.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно