Александр Байбородин: «Новые туроператоры регистрируются даже в нынешних условиях рынка»
Несмотря на сложную ситуацию на рынке выездного туризма, есть немало желающих зарегистрировать туроператорскую компанию и отправлять туристов за рубеж. Насколько сложно это сделать, RTN рассказал руководитель компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.
- Как, по оценке юриста, чувствуют себя сейчас туроператоры по выездному туризму?
- Есть хорошие и плохие новости. Начну с плохих. По понятным причинам в стане нишевиков, работавших с Европой, царит уныние, несколько известных компаний закрылись. Пожалуй, это самый пострадавший сегмент рынка.
Однако есть и позитивные моменты. Многие из этих туроператоров успешно переориентируются на внутренний туризм или на неевропейские зарубежные направления. Хорошая новость и в том, что говорить о смерти выездного туризма или железном занавесе не приходится. Наиболее массовые направления – Турция, Египет, Таиланд, Мальдивы по-прежнему востребованы. Благодаря этому, например, вполне себе жив агентский рынок – в профильных группах мы не наблюдаем особого уныния.
И особенно радует, что даже в нынешних условиях регистрируются новые туроператорские компании. На мой взгляд, это важнейший показатель того, что еще не все потеряно.
- Чем они хотят заниматься?
- C компаниями, которые открываются через нас, мы связаны договором о неразглашении. Поэтому можем поделиться только общими трендами.
Первое – регистрируются компании с иностранным участием. Иногда это делают принимающие из Казахстана, Индии, Вьетнама, иногда – глобальные туроператорские компании с офисами в разных странах. Все они открывают туроператора в России, чтобы работать с российскими агентами напрямую, под своим брендом. Также в числе новичков есть туроператоры сегмента люкс, предлагающие туры с большим чеком. За последний год мы зарегистрировали сразу несколько компаний в этом сегменте.
В целом среди новых компаний по понятным причинам популярны Эмираты, Мальдивы, Индия, Вьетнам, Китай, Турция, страны СНГ.
- В чем, по вашему мнению, заключаются основные сложности при регистрации нового туроператора? Какие правовые, финансовые и организационные аспекты могут вызвать затруднения?
- Нет никаких сложностей, связанных именно с регистрацией – закон не содержит требований к штату или к минимальному количеству работников, к площади офиса или увеличенному уставному капиталу. Процесс включения в реестр туроператоров работает относительно быстро. После подачи документов обычно нужно подождать 10-20 дней – и вы туроператор по выезду.
- Почему тогда считается, что стать туроператором сложно?
- Главная сложность – финансовая сторона. Напомню, что для туроператора по выезду необходимы финансовые гарантии в размере 50 млн рублей. Страхование ответственности на эту сумму стоит более 1,5 миллионов рублей за первый год работы. На этом этапе сразу отсеиваются компании, у которых нет возможности заплатить такую сумму.
Вторая сложность связана с отсутствием на рынке страховых компаний, желающих страховать туроператоров. Предложений практически нет. Получается, что нужно найти страховщика, который в принципе готов обсуждать страхование потенциального туроператора. Ежемесячно мы получаем по несколько запросов «обращались везде, где можно, отказали, помогите!».
Поиском страховщика сложности не ограничиваются. Допустим, его удалось убедить на словах в перспективности сотрудничества с будущим туроператором. Дальше клиенту нужно будет пройти достаточно строгую процедуру комплаенса – оценки страховщиком бизнес-рисков. У соискателя запрашивается финансовая документация, служба безопасности проверяет учредителя и директора. В самых «тяжелых» случаях проводятся встречи по зуму или офлайн с участием наших юристов, представителей страховых компаний и туроператоров.
Если у клиента есть бюджет на страховку, мы нашли страховщика и успешно согласовали кандидата, то дальше все просто. После оплаты страховки и взноса в «Турпомощь» – он сейчас небольшой, всего 15 тысяч рублей – готовятся документы для реестра туроператоров. И буквально через пару недель компания получает возможность именоваться международным туроператором.
- Стоит ли делать это сейчас, когда ситуация с выездным туризмом складывается в целом не лучшим образом?
- Если в планах есть туроператорская деятельность, то лучше регистрироваться сейчас. Давайте посмотрим историю. Начало 2000-х годов – преград для туроператорской деятельности нет. 2010-е годы – уже нужно финансовое обеспечение, но хотя бы есть множество страховых компаний, желающих это оформить. 2020-е годы – крайне мало предложений от страховщиков. Длительные процедуры согласования, большая страховая премия. Усиливается контроль регуляторов за деятельностью туроператоров и страховщиков.
Следуя этой логике, нельзя исключать дальнейшее усложнение для выхода на рынок новых туроператоров. Поэтому, на наш взгляд, стоит зарегистрироваться в реестре, пока еще это возможно.
Работать без реестра, формировать продукт «из-под полы» будет сложно или невозможно. Прошедшим летом несколько скандальных и даже трагических событий – выселение детей из лагеря в Турции, гибель участников подземной экскурсии и другие – вызвали широкий резонанс и обратили на себя внимание Следственного комитета страны. Предположу, что Минэкономразвития в обозримом будущем усилит мониторинг за рынком и даже в условиях частичного моратория на проверки будет активно передавать данные о «подозрительных» турфирмах в прокуратуру.