Марина Лебедева: «Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»
ТИЦ «Красная изба» в Великом Новгороде – один из первых подобных центров в России, в мае ему исполнилось 20 лет. Его директор Марина Лебедева в рамках проекта «Просто Россия» рассказала RATA-news, как часто туристы путают Великий Новгород с Нижним, зачем люди приезжают в небольшой город снова и какие атмосферные отели здесь появились.
По первому образованию Марина режиссер-постановщик массовых и театрализованных мероприятий. Надо сказать, что это ей очень пригодилось в туризме, поскольку одно из направлений деятельности «Красной избы» – организация театрализованных программ.
- Марина, как устроена работа вашего ТИЦ?
- Новгород – пионер в развитии движения туристско-информационных центров в стране. Мы развивались параллельно с Санкт-Петербургом, и наш офис считается первым, созданным в рамках частно-государственного партнерства. Использовали опыт города-побратима Великого Новгорода – Страсбурга, где находится старейший ТИЦ, ему уже 160 лет. Первое, что мы позаимствовали у европейцев, это система работы: что должен делать такой центр, как выглядеть и где располагаться. Этот опыт перенесен на русскую землю, поэтому ТИЦ называется «Красная изба» и выглядит соответствующе.
Требования к квалификации специалистов мы также подсмотрели в Страсбурге: знание минимум двух иностранных языков и основных достопримечательностей города, коммуникабельность, дружелюбие, готовность решать проблемы гостей. В штате девять человек, но с резким ростом турпотока, который мы наблюдаем сейчас, придется задуматься о расширении.
- Расскажите об этом взрывном турпотоке. Кто к вам поехал?
- Турпоток в Великий Новгород всегда формировали Санкт-Петербург и Москва. До пандемии активно ехали китайские туристы, гости из Германии, Прибалтики и Финляндии. В период пандемии у нас на 40% возросли запросы по электронной почте, по телефону, в соцсетях, колоссально увеличивались просмотры на сайте. Несмотря на окружающий негатив, люди планировали путешествия. То же самое происходило и у наших туроператоров – судя по поступающим от них заказам на интерактивные программы. Сейчас сняты ограничения по количеству людей в экскурсионной группе, поэтому едут автобусы по 45-50 человек.
Большой толчок к увеличению турпотока дало открытие трассы М-11. Путь из Петербурга в среднем занимает 1,5 часа, а из Москвы – около 4 часов. Кто-то путешествует транзитом, кто-то приезжает на несколько дней с двумя-тремя ночевками. Многие едут компаниями на двух-четырех машинах. Люди экономят, берут карты гостя со скидками, снимают апартаменты – это тренд последнего времени в целом.
- Насколько подготовлены туристы, которые к вам едут? Что они хотят увидеть в городе?
- Наверное, 60% туристов понимают, куда и зачем приехали. Они планируют путешествие, знают, что именно хотят увидеть. Остальные – это «турист-сюрприз». Возможно, люди просто едут по М-11 и решают куда-нибудь свернуть. С таким потоком мы столкнулись особенно ощутимо в майские праздники. В итоге эти туристы не могли найти места в гостиницах и ресторанах, было сложно попасть на экскурсию в музей. К нам они приходят с вопросом, что можно самого интересного посмотреть за пару дней? И к этому мы уже готовы, есть даже специальные подборки для таких людей.
Несколько лет назад бывали и совсем курьезные случаи. Как-то звонила девушка, которая не могла найти нашу «Красную избу». Вроде бы ходит кругами у Кремля, прошла в арочку, как я ей объяснила, и не видит. Спустя какое-то время я спросила: «Вы в каком Новгороде сейчас?». Оказалось, что в Нижнем. Бывало, что туристы по ошибке бронировали гостиницу в Нижнем Новгороде, а ехали в Великий.
Когда в Нижнем Новгороде проходил чемпионат мира по футболу, то иностранные болельщики купили билеты на поезд, но не в Нижний, а в Великий Новгород. Помнится, наши рестораторы это группу накормили бесплатно, а матч иностранцы смотрели у нас в баре по телевизору. Было много публикаций об этой истории.
- Есть ли возвратные туристы и что их влечет в небольшой город?
- По нашей статистике, возвратных туристов около 40%. Из Петербурга и Москвы ехать недалеко и удобно, у нас тихо, спокойно и свежий воздух, приятно находиться в таком атмосферном городе. С другой стороны, для семейных туристов это живые уроки истории. Сознательные и интересующиеся родители везут детей и каждый раз показывают что-то новое, у нас большой выбор интерактивных программ. А еще, мне кажется, люди просто хотят еще раз пережить эмоции от соприкосновения с историей и древностью.
В этом году к празднованию 800-летия Александра Невского музей-заповедник проводит тематическую выставку. Она проходит с мая по июль. А мы подготовили двухчасовую театрализованную программу «Великий город Великого князя. Александр Невский» для детей и взрослых с элементами экскурсии. Гости и взвар пьют, и пряники дегустируют, и в вечевой колокол звонят, и ремеслам обучаются, и мед получают в подарок.
- Вы представляли свои интерактивные программы на выставке «Интурмаркет» в рамках конкурса «10 минут славы» . Они произвели большое впечатление на жюри, вы заняли второе место. Расскажите, какие пользуются наибольшим спросом у туристов?
- Туристы все чаще предпочитают классическим экскурсиям интерактивные, когда можно принять участие в аутентичных новгородских играх, ратных боях, примерить средневековый костюм или ударить в вечевой колокол, обязательно сделать селфи и попробовать местные продукты. Важно, чтобы и экскурсовод был не обычный, а «средневековый». С 2010 года «Красная изба» начала активно разрабатывать интерактивные экскурсионные программы по историческому центру города со средневековыми гидами. Сегодня у нас более 15 вариантов – прогулки с посадником Сбыславом, посадницей Евфимией, Агафьей Мелисентовной, Феофанией и дочерью новгородского купца Настасьей и т.д. Все программы представлены в нашем интернет-магазине redizba.ru и другом пользуются спросом.
Интерактивную программу с элементами экскурсии «Великий город Великого князя. Александр Невский», которая заняла второе место на конкурсе, мы разработали по случаю 800-летнего юбилея Александра Невского, чтобы не только предложить туристам тематический продукт, но и напомнить молодому поколению о ратных подвигах новгородского князя. Именно поэтому большая часть программы – игровая. С помощью игры гости узнают, как шумело новгородское Вече, какие вопросы на нем обсуждались, как собирал ватагу Александр Невский, какие орудия использовали в бою новгородцы. И далее посадник Сбыслав рассказывает о князе, показывает уникальные объекты, которые связаны с жизнью Александра Невского в Новгороде.
- На выставке ваш ТИЦ представляли две необыкновенно артистичные дамы. По сюжету это были Забава Путятишна и знахарка Агафья. Где вы находите такие кадры?
- Нам очень повезло, что такие кадры чаще всего сами нас находят. Всё опять же началось в 2009-2010 годах, когда инициативный учитель истории Игорь Петров подружился с «Красной избой» и на свет появился посадник Сбыслав. Игорь не только победитель всероссийского конкурса «Лучшие учителя России», но и самый любимый средневековый гид и своеобразный бренд нашего города.
Забава Путятишна, она же Галина Путятина (на фото справа), очень известный специалист, автор многих методических работ и городских проектов, связанных с популяризацией народной игровой культуры. Знахарка Агафья Мелисентовна в обычной жизни Наталья Селиванова, преподаватель музыки в гимназии (на фото слева).
Одним словом, «Красная изба» объединяет креативных и инициативных людей, которые с нашей помощью реализуют свои проекты в сфере туризма. Мы понимаем, что интерактивные программы, авторские экскурсии, квесты, экскурсии с местными жителями – тренд ближайшего десятилетия, поэтому планомерно ведем работу по поиску и привлечению активных людей, готовых разработать свой уникальный продукт. Совсем недавно у нас появилась новая литературно-музыкальная пешеходная экскурсия «Новгород в жизни великого Рахманинова», которую разработала новгородка Нина Маркова.
- А нет ли проблем с размещением растущего турпотока?
- Гостиницы у нас открывались даже в пандемийное время. Появились мини-отель «Дом Майера», хостел «История», гостевой дом «Мини», отели «Карелинн», «Хистори», «Бианки». Всего в городе 45 объектов коллективного размещения, из них 21 гостиница от 4* до эконом-класса. Сетевых отелей два – Amaks 3* и Pakr Inn 4*. Один из старейших отелей «Волхов» прошел классификацию на 3*, а один из этажей имеет 4*. Эта гостиница еще советского времени наряду с «Садко» 3* и «Интуристом» 3*. Номерной фонд здесь реновируется, хотя внешний облик сохраняется в прежнем стиле.
Задолго до пандемии у нас появились атмосферные, тематические отели «Рахманинов» 3*, «Трувор», отель-усадьба «Юрьевское подворье» (на фото). Очень здорово, что бизнес привязывает свои объекты к истории Новгорода, туристов это привлекает. У нас древний город, и в историческом центре очень много зданий имеют охранный статус, именно в таком открыт «Рахманинов».
- А интересные рестораны и кафе есть?
- Рестораны в историческом центре вводят в меню аутентичные новгородские блюда, это, например, «Чародейка» и «Zavod-бар». Есть загородный комплекс «Юрьевское подворье» с рестораном в русском стиле и с новгородским меню. Они предлагают серые щи, рыбу фаршированную квашеной капустой, зайца в ягодах с лисичками, пшеничный суп кулеш и т.д. Туристам всегда интересно это попробовать.
Кстати, тема аутентичного меню, гастрономических маршрутов пошла от гурмэ-фестиваля «Великий Новгород», который проходил у нас с 2012 по 2017 год.
Мы тоже стараемся сделать свою линейку сувениров с акцентом на гастрономию. В пандемию был момент неопределенности, когда у людей упал уровень доходов и на сувенирах стали экономить, средний чек сократился на 50% и более, с 1,5-2 тысяч до 500 рублей. Сейчас ситуация выправляется.
- Как в последние годы менялась инфраструктура Великого Новгорода?
- Отправной точкой стал 2009 год, когда в Великом Новгороде прошли первые в России Ганзейские дни, международный фестиваль городов-участников Ганзейского союза нового времени. Были выделены деньги на реконструкцию исторического центра – и он преобразился. Город единовременно тогда посетило более 500 тысяч гостей. Местные власти поняли, что к нам пришел настоящий турпоток, а инфраструктура отстает. Сейчас с каждым годом город все больше меняется, все дороги привели в нормальное состояние. Администрация города активно принимает участие во всех федеральных проектах, которые связаны с улучшением инфраструктуры, комфортной городской средой и т.д.
В центре города сейчас идет реконструкция исторической улицы Ильина, где расположены церковь Спаса Преображения со знаменитыми фресками Феофана Грека и Знаменский собор. В итоге улица будет частично пешеходной. Завершение работ ожидается 25 ноября. До 1 декабря продлится реконструкция набережной Александра Невского, завершается строительство Софийской набережной, ее открытие намечено на 29 октября.
На слуху сейчас тема Рюрикова городища, это торгово-ремесленный и военно-административный центр Приильменья, археологический памятник IX века. Он находится в 2 км к югу от центра города. Считается, что это точка основания города. Благодаря нашему музею-заповеднику, церковь Благовещения на Рюриковом городище законсервирована и является действующим музейным объектом, одной из точек притяжения туристов.
Пару лет назад открылась для посещения Алексеевская башня – единственная сохранившаяся каменная башня Окольного города Великого Новгорода. Она возведена в XVI веке для обороны города с юга. Как видно, даже если объекты законсервированы, со временем музей-заповедник к ним возвращается и восстанавливает.
- Много ли в городе принимающих туроператоров?
- Нет, не много. «Волхва» и «Стиф» в прошлом году они стали членами РСТ. Есть «Сервис-Тур» и «Садко». Все они флагманы въездного туризма Новгорода, сами активно ищут сотрудничества с федеральными туроператорами, организуют инфотуры для компаний из Москвы и Петербурга.
Кстати, вступление в РСТ дало мощный толчок турфирмам, они получил информационную поддержку, включились в общую повестку. В начале мая Ассоциация туризма Великого Новгорода, которая объединяет более 40 отраслевых компаний, подписала соглашение с туркластером Северо-Запада. Они привезли к нам 16 крупных туроператоров. Надеюсь, это перерастет в продуктивный формат сотрудничества с нашими компаниями.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news