Пегас с 18 октября

Пандемия спровоцировала небывалый рост продаж приключенческих туров по России

Летний туристический сезон, похоже, будет продолжаться до ноября, но уже сейчас можно говорить, что он оказался успешнее, чем в прошлом году.

Самыми востребованными направлениями в летнем сезоне были Россия и Турция. Туристы, а вслед за ними и эксперты отрасли ждут открытия Европы и Таиланда. Но ОАЭ, Мальдивы, Египет, а также Турция, которая в этом году станет всесезонной, явные фавориты предстоящей зимы. Об этом вчера эксперты туротрасли говорили на пресс-конференции в Москве.

Подводя итоги лета, заместитель гендиректора Tez Tour, член правления РСТ Владимир Каганер напомнил, что старт сезона переносился несколько раз. Это подтолкнуло вверх цены, в частности, и турецких отелей, и перевозчиков. Чартеры полетели только в конце июля, и только тогда направление стало рентабельным.


Г-н Каганер отметил, что традиционно массовые направления в целом перешли в разряд более дорогих: «Да, открылись Египет и Турция, но допуски к полетам имеют не так много авиакомпаний, особенно из регионов. Мы надеемся на разрешение запустить чартеры в Египет, поскольку сейчас цена авиабилета на курорты близка к цене турпакета до закрытия направления в 2015 году. Не секрет, что основной поток туристов в допандемийный период формировали именно чартеры. Но до сих пор большинство стран работает на регулярной перевозке, а на Кипр туристы продолжают летать грузопассажирскими рейсами», – отметил Владимир Каганер.

Закрытые границы, конечно, сыграло на руку российским курортам. Но те туристы, которые привыкли отдыхать за границей, не смогли получить аналогичный продукт внутри страны. Рынок ждет открытия Европы. Какие-либо прогнозы по этому поводу делать трудно, но компаниям будет достаточно двух-трех недель, чтобы сформировать европейский турпродукт.

Президент РСТ Андрей Игнатьев рассказал, что в первом полугодии 2021 года въездной турпоток снизился в 30 раз относительно того же периода 2019-го. «Есть небольшая доля туристов, которые сейчас въезжают в Россию из Германии, Франции, Турции. По статистике, чуть более 64 тысяч человек в этом году въехали в страну с туристическими целями», – рассказал г-н Игнатьев.

Формально в Россию можно въехать из 59 стран, но, как мы видим, этого не происходит по целому ряду причин. В ближайшие 3-6 месяцев, как прогнозируют эксперты, турист к нам не поедет. «Въездной туризм стоит уже полтора года, чтобы его возродить необходима поддержка государства. Многие страны выделяют миллионы долларов на продвижение своих туристических возможностей. $30 млн в год тратила Турция на рекламу только в России, итогом этого стали $7 млрд, которые страна ежегодно получала от российского турпотока. Очевидно, что в России отрасль сейчас остро нуждается в помощи со стороны государства», – считает Андрей Игнатьев.

Он также напомнил, что туристический потенциал нашей страны оценивается десятками миллиардов долларов. Но эти доходы могут просто пройти мимо. «До пандемии наша страна в год получала $12 млрд от въездного турпотока. Уже сейчас важно начинать бороться за туриста, участвовать в международных выставках», – говорит президент РСТ.

Так или иначе, в пандемию внутренний туристический рынок получил преимущество. Почетный президент РСТ Сергей Шпилько счел необходимым подчеркнуть, что в пандемию большую роль для страны сыграла развитая сеть санаторно-курортных комплексов, которая насчитывает без малого 2000 здравниц. Наряду с вакциной, которую разработали в нашей стране, еще одной фишкой в борьбе с пандемией стал процесс реабилитации переболевших. С мая санатории начали разрабатывать для этого собственные программы. «Не всегда плохо то, что у нас люди часто не решаются на дальние поездки. Они могут отдыхать в санаториях, расположенных неподалеку. Главное, чтобы россияне знали, что такое санаторный отдых и как попасть в санаторий, а это, к сожалению, знают не все», – добавил г-н Шпилько.

Спикер отметил, что в 2020 году потери доходов гостиничного сектора составили 37%. Такие города, как Москва и Санкт-Петербург, где 35% номерного фонда зависит от въездного туризма, потеряли в доходах более 60%. «Да, в этом году ситуация улучшилась. В 2019 году в гостиницах останавливались 71 млн человек, в 2020 – 42 млн. В этом году есть вероятность приблизиться к показателям 2019 года, в основном, за счет черноморских курортов. Но вряд ли мы достигнем уровня 2019 года в денежном выражении», – считает почетный президент РСТ.

По мнению Сергея Шпилько, главный вывод этого довольно нервного сезона заключается в том, что перегретый рынок оборачивается не только ростом цен, но и увеличением разрыва между ценой и качеством. В результате – масса негативных отзывов в соцсетях и прессе. «Выиграл, пожалуй, туризм, ориентированный на природную составляющую, – спортивный, экологический, этнографический. Все то, что мы обычно включаем в понятие приключенческий туризм. У лидеров рынка по этому направлению рост продаж и доходов составил 50-100% к уровню прошлого года. Для сравнения, прирост в 2019 году по сравнению с 2018 составил 5%», – пояснил г-н Шпилько.

Рост приключенческого туризма мог быть и больше, но на рынке просто не хватает предложения, и если срочно не начать его наращивать, можно получить негативный эффект от некачественного продукта, считает Сергей Шпилько. А спрос на этот вид отдыха, по мнению спикера, будет только нарастать, даже когда откроются границы. «Сейчас нужно увеличивать материальную базу, закупать автомобили высокой проходимости, маломерные суда, оборудовать вертодромы, развивать малую авиацию. Кроме того, необходимо прописать особенности приключенческого туризма в законодательстве. Здесь также остро стоит кадровый вопрос. Нужны егеря со знанием английского языка, проводники по сплавам и восхождениям. В стране нет системного подхода к их подготовке именно для туротрасли», – подчеркнул г-н Шпилько.

Эксперты также считают важным продолжить программу туристического кэшбэка, финансирование которой на текущий год завершается на этой неделе. «Вообще это уникальный инструмент, лучшее, что было сделано для стимулирования туристического спроса за весь постсоветский период. И бизнес, и потребители ждут продления программы. Но это должно быть сделано так, чтобы люди могли покупать туры на всю глубину низкого сезона следующего года. Не стоит опасаться, что кэшбэк разгонит цены на размещение в отелях. В низкий сезон этого не произойдет. А в перспективе программу можно будет использовать, чтобы продвигать новые направления», – уверен Сергей Шпилько.

Андрей Игнатьев также подчеркнул, что программа кэшбэка и субсидирование чартерных перевозок позволят поддержать внутренний туризм. В свою очередь, РСТ совместно с Ростуризмом проводит мероприятия по поддержке въездного туризма, в частности, организует онлайн-встречи представителей российского турбизнеса с коллегами из разных стран. Уже прошло четыре встречи – с туроператорами Индии, Южной Кореи, Великобритании и Китая. «Мы также начали разрабатывать рекомендации, которые позволяют адаптировать российский турпродукт для туристов разных религий и с различными физическими возможностями», – добавил г-н Игнатьев.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news