Travelport с 25 октября

За пять лет Владивосток посетило всего 30 тыс. круизных туристов

Порт Владивостока начал принимать круизные суда с 1991 года. В среднем ежегодно в порт заходит не более пяти судов. Больше всего лайнеров он принял 2012 году – девять, в 2013 – четыре, в 2014 – пять, в 2015 – четыре. В этом году по плану – пять заходов. Рабочий сезон – полгода.

По количеству туристов суда разнятся: от 300 до 2,5 тысяч человек. Всего, по оценке Романа Щепова, заместителя генерального директора компании «Эрма» – эксклюзивного агента всех круизных судов во Владивостоке, за последние пять лет город посетили не многим более 30 тысяч круизных пассажиров. В основном, это азиатские лайнеры, курсирующие в районе Японии и Республики Корея. Более половины всех туристов – граждане Японии.

В последнее время судов с японскими пассажирами становится больше. Это либо лайнеры под японским флагом, такие как Nippon Maru, Asuka II, Pacific Venus, либо зафрахтованные японцами, как Diamond Princess. «Впрочем, к нам заходят и европейские круизные суда, например, Bremen во время кругосветного плавания с немецкими пассажирами. Трендом последнего времени стал рост интереса к Владивостоку со стороны Южной Кореи. Об этом свидетельствует визит лайнера Costa Victoria, зафрахтованного корейским оператором, а также прошедший недавно в Пусане международный круизный форум, в котором приняла участие делегация из Владивостока. Предполагаем, что в 2017 году за счет роста корейского сегмента количество заходов круизных лайнеров может увеличиться до десяти», – рассказал г-н Щепов.

Несколько круизных заходов в год – это очень скромная реальность Владивостока, соседствующего с рынком, емкость которого, по некоторым оценкам, составляет порядка тысячи ежегодных круизных маршрутов. Для сравнения, южнокорейский Пусан ежегодно принимает до сотни круизных судов. Причину вялого спроса собеседник видит в отсутствии рекламы города и его возможностей. Здесь есть то, что может привлечь иностранцев, особенно азиатов. Туристы с удовольствием осматривают мосты, музеи, крепость, театр оперы и балета. Слушать оперу, например, ходили пассажиры недавно гостившего во Владивостоке лайнера Costa Victoria. Когда откроется филиал Эрмитажа и Океанариум, это вероятно будут еще более популярные места. Также интерес определенной категории туристов направлен на игорную зону, ведь на круизных судах азартные игры запрещены. То есть достаточно интересный отдых с историческим экскурсом, новыми объектами, ресторанами, магазинами и развлечениями Владивосток предлагает уже сегодня.

В то же время портовые сборы, которые установлены в рублях, из-за девальвации национальной валюты, понизились в долларах для судовладельца. Теперь они составляют порядка тридцати тысяч долларов, против пятидесяти в позапрошлом году для судов класса Princess. Общая тенденция к снижению стоимости нефти и соответственно судового топлива, также на руку судовладельцу. Топливо упало в цене в мире в три раза. Что касается обслуживания пассажиров пограничниками и таможенниками, то оно вполне соотносимо по времени с азиатскими портами. Да, в терминале во Владивостоке, как сказал г-н Щепов, всего четыре кабинки, а не тридцать, как в крупных японских портах, но пограничники идут навстречу и проводят оформление пассажиров на борту.

Тем не менее, есть ряд проблем, которые мешают круизному развитию Владивостока. К примеру, сезонность, ограничивающая период посещений с мая по сентябрь-октябрь. В течение этого времени порт, в принципе, мог бы принимать суда ежедневно. Другая причина, как ни парадоксально, удаленность Владивостока от Кореи и Японии – 36 часов хода. По меркам круизных пассажиров, изначально ориентированных на комфорт, это не совсем удобно. В этом, кстати, одна из причин того, что японцы – основной круизный турист региона – охотнее идут в сахалинский Корсаков, пусть он и не имеет полноценной портовой инфраструктуры. В 2014 году в Корсаков было организовано двадцать круизных заходов – рекордный максимум для всех портов Дальнего Востока России. Но. в то же время, для оператора круиза поход во Владивосток имеет преимущества именно из-за своей нестандартной длительности. Время на борту – главный фактор потребления собственного турпродукта лайнера. Поэтому, взвесив «за» и «против», г-н Щепов не считает эти факторы решающими.

Портовая инфраструктура Владивостока также вполне удовлетворительна для работы с большинством круизных судов региона, чья длина не превышает двухсот метров, а осадка – восьми. Более крупные суда, как например, 350-метровый Oasis of the Seas с 8,8-метровой осадкой туда зайти не может. Предельно допустимая глубина у причала Морского вокзала – 8,6 метров.

Длина причала – еще одна проблема. Несмотря на то, что по всем международным лоциям она составляет 500 метров, пригодное для работы с круизными лайнерами пространство – 388 метров. Остальная территория снизу ограничена глубинами, а сверху – пограничниками, чья зона контроля не охватывает все фактическое пространство причальной линии.

Однако это внутренние проблемы, никак не сказывающиеся на графиках захода судов. Но факт остается: в дни совместной стоянки 200 метров – это максимум для судна. А если город хочет планировать рост судозаходов, надо учитывать мировую тенденцию к увеличению тоннажа круизных лайнеров. Тогда необходимо думать о проведении дноуглубительных работ и эффективном использовании почти трети имеющейся причальной стенки, пишет Portnews.ru.