Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Арабская весна»: как демократия может помочь туризму

Корреспондент BBC Уилл Смейл, побывавший на выставке World Travel Market в Лондоне, поинтересовался мнением специалистов о том, как повлияет на туризм политическая ситуация в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Интересно, что спрашивал журналист не о проблемах в индустрии гостеприимства, а о том, как демократия может помочь туризму.

«Арабская весна» принесла трудные времена для индустрии туризма в Северной Африке и на Ближнем Востоке, пишет г-н Смейл. Туристические компании эвакуировали туристов из Египта и Туниса в начале 2011 года, когда там проходили восстания, которые привели к смене режимов. В итоге популярные курорты, например, Шарм-эль-Шейх, остались полупустыми.

К этому нужно добавить гражданскую войну в Ливии, жестокое подавление антиправительственных протестов в Сирии, и, видимо, можно будет понять европейцев, которые не очень хотят проводить отпуск в регионе.

В апреле в одном из кафе марокканского города Марракеш прогремел взрыв, в результате которого погибли 15 человек. Продолжают поступать сообщения о насилии на религиозной почве в Египте, протестах в Бахрейне... 2011 год был сложным для туризма в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Тем не менее, руководители туристического бизнеса уверены, что все вскоре вернется в нормальное русло.

В Лондоне на этой неделе прошла ярмарка World Travel Market - гигантская выставка, собравшая представителей турбизнеса со всего мира. Руководители ближневосточной индустрии туризма говорили о демократических выборах в Египте и Тунисе и конце режима Каддафи в Ливии. И все они полагают, что в 2012 году количество иностранных туристов в их регионе увеличится.

Туристический сектор Туниса является ключевым для экономики страны. В обычный год в индустрии туризма заняты почти полмиллиона человек, она приносит $2,5 млрд. прибыли. Однако один из руководителей Национального туристического агентства Туниса Монсеф Баттих признает, что количество зарубежных туристов упало в 2011 году на 45%. «Это был трудный год, – говорит он. – Но мы очень гордимся тем, что во время революции в стране было более 150 тысяч отдыхающих, и ни один из них не пострадал. Тунис – мирная, гостеприимная страна. А сейчас мы стали демократией». По словам г-на Баттиха, победа исламистской партии «Эннахда» на выборах никак не отразится на будущем туристического бизнеса. Это умеренная организация, говорит он, да и новое правительство будет коалиционным.

Правящий в Египте военный совет постановил, что всеобщие выборы в стране начнутся 28 ноября. Многие полагают, что Партия свободы и справедливости, созданная исламистским движением «Братья-мусульмане», получит большинство мест в новом парламенте Египта. И это вызывает озабоченность, так как может разжечь насилие на религиозной почве в стране, где около 9 млн. человек, или 10% населения – христиане. Однако исполнительный директор египетской туристической компании Ramasside Travel Мохаммед Юсеф уверяет, что информация о межконфессиональных распрях между мусульманским большинством и христианским меньшинством страны преувеличивается западными СМИ.

«Если два человека в Египте о чем-то поспорят и окажется, что один из них христианин, то вдруг все начинают писать о религиозном споре, – говорит он. - На самом деле Египет - очень безопасная страна. Например, в Каире я чувствую себя намного спокойней, чем когда хожу по улицам в некоторых частях Лондона. Ни один турист во время революции в Египте не получил даже царапины на руке, а главные туристические курорты совершенно не были затронуты беспорядками».

Бахрейн не является привычным местом отдыха для западных туристов. Имидж монархии не улучшился, когда в феврале суннитская правящая верхушка насильственно подавила демонстрации шиитского большинства. Тем не менее, Бахрейн имел свой стенд на World Travel Market, и чиновники от туризма, представляющие эту страну Персидского залива в Лондоне, выглядели дружелюбно, хотя и нервничали. Они были рады поговорить с журналистами – но только не о политической ситуации у себя на родине. Поэтому, отвечая на вопросы о том, как Бахрейн может восстановить свою репутацию, представитель министерства культуры страны Хишам Альсакен говорит о «красивых пляжах, чистой морской воде и старинных крепостях».

Но, по крайней мере, Бахрейн представлен на выставке. Сирия же предпочла взять годичный отпуск.

Ливия также не представлена, но комментаторы предсказывают, что туристический сектор страны вырастет, если она сможет стать стабильной и мирной демократией. Эксперт в области туризма Майк Бугсганг из Bugsgang & Associates уверен, что потенциал Ливии огромен и почти не развит: «В Ливии сотни километров средиземноморских пляжей, прекрасная погода и большое количество античных руин». Кроме того, Ливия расположена близко к Европе, и это тоже играет на руку ее туристической индустрии, уверен эксперт.

«Арабская весна» почти не затронула Марокко – любимое место многих европейских отпускников. В стране прошел ряд уличных протестов, но их масштаб был намного меньше, чем в Тунисе и Египте, а король Марокко действовал быстро. Мохаммед VI предложил провести конституционную реформу и укрепить демократические институты и права человека. Его планы были почти единогласно поддержаны на референдуме в июле. В результате, как сказал генеральный директор Марокканского национального туристического агентства Абдельхамид Адду, число туристов, посетивших Марокко в этом году, увеличилось. «С января по сентябрь у нас было на 3% больше иностранных туристов, чем годом ранее. А британцев у нас было на 8% больше, – сказал он. – Сравните это с падением турпотока от 30% до 40% в других странах Северной Африки». Г-н Адду не думает, что проблемы с европейской экономикой могут повлиять на развитие туризма в его стране. «В Европе настали экономически трудные времена, но Марокко находится совсем недалеко, и это очень удобно», – говорит он.

А в опубликованном на этой неделе докладе World Travel Market Global Trends Report 2011, посвященном тенденциям мировой туриндустрии, говорится, что многие государства Африки и Ближнего Востока смогли использовать политические волнения и революции в регионе для нового позиционирования себя на мировом туристическом рынке.

В этом исследовании Египет и Тунис названы среди стран, наиболее успешно использовавших политические потрясения для стимулирования туризма. Эти государства уже являются одними из главных направлений европейских туроператоров, но эксперты WTM отмечают и то, насколько быстро индустрия путешествий и отдыха в этих странах отреагировала на происходящие события.

Почти сразу после прекращения волнений запустили новые рекламные кампании в Европе.

Египет использовал конфликт в новых слоганах – «Добро пожаловать в страну мирной революции» и «Тахрир - площадь, которая потрясла мир». Тунис в новой маркетинговой кампании сконцентрировался на своих основных «клиентах» - Великобритании и Франции, представив новый логотип и лозунг «Я люблю Тунис» всего месяц спустя после беспорядков.

Отмечается в докладе и то, что смена власти в некоторых странах региона станет стимулом для активного развития туризма, несмотря на то, что в таких государствах, как Ливия, инфраструктуру придется создавать практически с нуля. «Туризм может помочь этим странам восстановиться. Скорость, с которой были запущены новые кампании, говорит о том, насколько серьезно новые демократические режимы намерены опираться на туризм в своей экономической политике», - считает председатель выставки WTM Фиона Джеффри.