Тревелпорт

Сочи укрепил своё лидерство, Анапа сдала позиции доступного семейного курорта

По статистике Министерства курортов и туризма Краснодарского края, за 8 месяцев 2015 года регион посетили 11,7 млн. человек, из них на Сочи пришлось 4,4 млн. Таким образом, у Кубани есть хорошие шансы перекрыть «олимпийские» показатели турпотока – по итогам 2014 года край принял 12,3 миллиона гостей. Существенный прирост идет, среди прочего, за счет россиян, ранее никогда не отдыхавших на родине. Поскольку в стране на государственном уровне активно рекламируются только Сочи и Крым, россияне, включая самостоятельных туристов, туда и поехали. Впрочем, сезон еще не закончен, окончательные итоги подводить рано.

По дружному признанию операторов, в марте этого года на внутреннем рынке царила эйфория, от летнего сезона на черноморском побережье ждали нарастания объемов в полтора-два раза. Однако этого не произошло. Уже к началу лета стало понятно, что возможности курортов Краснодарского края ограничат несколько решающих факторов, среди которых и экономический кризис, и выход на рынок крупных игроков по выездному туризму, и недальновидная ценовая политика отдельных здравниц. Да и Крым с Абхазией совсем рядом.

Операторы назвали одних и тех же лидера и замыкающего списка популярных направлений – ими стали Сочи и Анапа. В компании «Дельфин» посчитали данные отдельно по шести курортным зонам Краснодарского края, выделив Анапу, Геленджик, Лазаревский район, центр Сочи, Адлер и Имеретинскую бухту. «Анапа в этот раз нас совершенно не порадовала, спад составил порядка 15-17%. Подняв цены, она перестала быть самым бюджетным курортом Краснодарского края, даже Адлер в этот раз был доступнее», – сообщил RATA-news генеральный директор компании Сергей Ромашкин. Он уверен, что на руку падению спроса сыграл экономический фактор – традиционные анапские клиенты, а это, как правило, семьи с детьми, которые приезжают из регионов на машине и берут бюджетное размещение, в этом году никуда не поехали.

Геленджик показал прирост 3-4%, Лазаревский район – около 10%, центр Сочи – 15%, Адлер – порядка 20%. Имеретинка выросла на 40%, но, по словам эксперта, только за счет того, что в 2014 году местные объекты почти не продавались, поздно выйдя в сезон, – операторы получили от них предложения только в июле. По данным курортных объектов – партнеров оператора, число прямых бронирований этим летом увеличилось на 15-20%.

Заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова также поставила на первое место Сочи, подросший на 10-15%: «Сказался и постолимпийский эффект, и грамотная ценовая политика, в результате которой сочинские гостиницы и санатории подняли расценки значительно меньше, чем объекты Анапы и Геленджика». И все же лидерство г-жа Глазкова без сомнения отдала Абхазии. По ее словам, в этом году границу с Абхазией пересекло 5,5 млн. туристов: «Даже если отнять миллион однодневных экскурсантов, это настоящий успех, особенно с учетом малой номерной емкости Абхазии». А вот Анапа сделала неверный шаг, задрав цены на 15%, тем самым потеряв клиентов, каждое лето вывозивших детей к морю на автомобилях. Одновременно, по ее словам, на курорте ухудшились условия сотрудничества с операторами, в результате – курорт упал на 30%. К тому же Анапа, в отличие от Сочи и Геленджика, практически себя не рекламирует, местная администрация не предпринимает для продвижения никаких усилий. Геленджик, правда, в этом сезоне также грешит завышением тарифов.

Сейчас клиенты начали активно бронировать Красную Поляну. «Горнолыжные курорты продавались бы и лучше, если бы местные объекты сразу подтверждали размещение», – заметила г-жа Глазкова. С Нового года «Роза ветров» запускает автобусные программы по маршрутам из Казани в Терскол и из Москвы в Домбай, турами уже интересуются. В целом Ирина Глазкова довольна летним сезоном, но не склонна завышать его итогов, так как Краснодарский край вырос всего на 1%, да и то за счет Сочи, оттянувшего на себя часть публики из Анапы и Геленджика.

Как рассказала RATA-news коммерческий директор «Алеана» Оксана Булах, на конец августа общий рост Краснодарского края в компании достиг 20%, при этом Сочи показал прирост 35%, Геленджик – 30%, Туапсе остался на прошлогоднем уровне, а Анапа упала на 20%. «Анапа стала единственным курортом, показавшим падение. Многие местные объекты переоценили себя после прошлогодних очередей на Керченской переправе, из-за которых люди «оседали» в Анапе. И выставили завышенные цены. Так, среднесуточная стоимость по курорту в этом году составила 2,7 тыс. рублей, в прошлом – 2,3 тыс. Для сравнения, среднесуточная стоимость по Большому Сочи в этом году равнялась 2,3 тыс. рублей», – подчеркнула она.

По словам г-жи Булах, некоторые средства размещения главного детского курорта сделали ставку на прямые продажи, пытались ужесточать условия для операторов, снижать размеры квот и т.д. «После простоя до середины июля эти отели Анапы пошли на снижение цен, но им уже не удалось нагнать упущенное, ведь активное бронирование черноморских пляжей шло с января. Потерь можно было бы избежать, если бы они еще на входе в сезон прислушались к рекомендациям туроператоров», – пояснила собеседница.

Недавно вышедшие на внутренний рынок крупные туроператоры сосредоточились, в основном, на объектах Имеретинской бухты. К примеру, большую часть номерного фонда Имеретинки под свои летние программы взял «Библио-Глобус». По утверждению Сергея Ромашкина, в компании не заметили конкуренции с «новичками». «У нас по той же Анапе мест было взято раз в десять больше, чем в Имеретинке. К тому же, мы не делаем пакетированный продукт, ведь туристу выгодно заранее взять билет, пока он еще не так дорог, а отель – попозже, когда он уже не так дорог. Пока пакетный тур выгоден только в одном случае – если его предлагают по демпинговым ценам», – заверил г-н Ромашкин.

Оксана Булах также не берется утверждать, что эти игроки помешали компании заработать на Сочи, ведь общий прирост по компании за лето составил 35%, а это «очень хороший показатель». Другое дело, что при таком бурном интересе прирост объемов мог быть еще больше. «Пока нам удалось сохранить лидирующую позицию по остальным курортам региона», – поделилась г-жа Булах. В то же время Ирина Глазкова считает, что жесткий демпинг со стороны компании «Библио Глобус», попытки сломать рынок сильно затормозили продажи в начале июня. «Чуть позже они вошли в ритм, но впечатление от хорошего, в общем-то, сезона было подпорчено», – посетовала она.

По статистике РЖД, перевозка в южном направлении за три летних месяца выросла на 8,2%, всего было перевезено более 6,6 млн. пассажиров против 6,1 млн. за аналогичный период прошлого года. Из них только на курорты Краснодарского края РЖД отправила свыше 6,3 млн. человек. Железная дорога остается основным каналом доставки туристов на российский юг. Повышение пассажиропотока отметили и в аэропортах «Базэл Аэро» в Краснодаре, Сочи, Анапе и Геленджике. На внутренних направлениях в январе-августе 2015 года авиакомпании перевезли через аэропорты Краснодарского края 5,5 млн. человек, то есть с приростом 21% в сравнении с тем же периодом 2014 года, из них 3,38 млн. туристов – за три летних месяца. Только в августе через местные воздушные гавани перевезли на 29% больше пассажиров, чем в аналогичном месяце минувшего года. Напомним, что железнодорожные и авиаперевозчики считают одного туриста за двоих пассажиров – туда и обратно.

 

Наталья Панферова, RATA-news